Здания на пилотных территориях исторического центра Санкт-Петербурга ждет либо частичный демонтаж с созданием новых строительных объемов, либо изменения конструктивного каркаса - ведь все это старенькое, и чтобы их эксплуатировать дальше еще лет 50, надо усилить или принципиально поменять конструкции. Так ответил сегодня, 10 октября, на вопрос корреспондента ИА REGNUM о судьбе двух пилотных территорий исторического центра Санкт-Петербурга глава комитета по строительству Смольного Михаил Демиденко.

"Кто придумал эту программу - тот молодец", - сказал Демиденко, подчеркнув, что проект сохраняет преемственность с теми работами по капремонту, которые проводились в Ленинграде в 70-е годы минувшего века. Глава комитета по строительству уточнил, что "частичный демонтаж" не означает снос, а лишь замену ветхих конструкций.

"Надо найти инвестора, которому бы это было интересно, - сказал Демиденко, выдержал загадочную паузу и продолжил. - И такой инвестор нашелся - Российская Федерация, уже обозначена и обсуждается цифра, но пока нет ее официальных подтверждений". В том, что программу в историческом центре надо осуществлять, сомнений ни у кого нет - подчеркнул глава комитета по строительству.

Демиденко напомнил, что определены места маневренного фонда - дома, которые надо освобождать и участки, например, в Петергофе, где надо строить. Что же касается обследования зданий пилотных территорий, то при заявленной сумме в 600 млн рублей "в результате детальной и принципиальной оценки технического задания" ее удалось снизить до 300 млн. при сохранении объема задач. Кроме того, в состав техзадания войдет и обследование состояния внутренних сетей, в частности, газовых, которые непосредственно влияют на безопасность.

"Есть строения, которые в законодательстве именуются несложившейся архитектурной застройкой - мусорные строения, не имеющие ценности, но очень давно построенные дома, - сообщил Михаил Демиденко. - Они законно выявлены, на их месте можно создавать новое внутриквартальное строительство, с повышением на один этаж. Должна быть экономическая логика - если инвестор приходит и разбирает здание, а потом собирает его в том же объеме, и у него при этом нет никакой возможности увеличить площадь или как-то обосновать затраты, то это все превращается в Монако - территория будет золотой".

Председатель комитета по строительству считает, что "если мы оставим сложившийся морфотип - небесная линия горизонта с уже привычными ржавыми крышами, то мы должны понимать, что центр города будет доступен только для туризма и сверхобеспеченных жителей".

На реплику корреспондента ИА REGNUM о том, что "небесная линия" в Санкт-Петербурге охраняется законом, Михаил Демиденко согласился и сказал, что предстоит "штучное изучение и детальная работа, к счастью, она не будет поручена комитету по строительству, это дело комитета по градостроительству и архитектуре".

Напомним, 15 октября в Смольном состоится первое заседание Совета по сохранению и развитию исторического центра при правительстве города, где будут подводиться первые итоги реализации пилотных проектов "Большая Конюшенная-Северная Коломна-Новая Голландия" и обсуждаться смольнинский законопроект о реконструкции исторического центра.

Напомним также, что в 1990-ые годы в одной из своих статей академик Дмитрий Лихачев назвал самой "характерной" градостроительной чертой Петербурга "преобладание горизонталей над вертикалями". Именно он ввел в обиход и понятие "небесной линии" города. В 2009 году был принят закон " О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", который сохраняет архитектурную гармонию города.