Намерение Еревана вступить в Таможенный союз не означает разрыв контактов между Арменией и Европейским союзом. Возможности сотрудничества сохраняются, просто необходимо найти новые площадки взаимодействия. В целом Ереван не отклонился от европейского курса, просто его движение в ЕС несколько замедлилось. Об этом на пресс-конференции в Ереване 10 октября заявил посол Польши в Армении Здислав Рачиньски, передает корреспондент ИА REGNUM.

Как заметил посол, выбранный Арменией курс в Таможенный союз по техническим и юридическим причинам делает невозможным парафирование Ассоциативного соглашения и Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) между Арменией и ЕС на саммите "Восточного партнёрства" в Вильнюсе в ноябре текущего года. Однако Армения, как считает дипломат, продолжает оставаться для ЕС важным партнером, но Ассоциативное соглашение не может быть парафировано без DCFTA. Затем посол с помощью метафоры объяснил, что документ представляет одно целое и его разделить нельзя. "Если рассуждать метафорой, то Ассоциативное соглашение это автомобиль, а DCFTA - двигатель, руль и колеса. Предложение Армении парафировать лишь Ассоциативное соглашение можно сравнить с автомобилем без двигателя, руля и колёс. За рулем этого автомобиля сидят армяне, а не европейцы", - пояснил глава дипмиссии Польши в Армении, между тем выразив уверенность, что Ереван заранее принял решение вступить в Таможенный союз и четко рассчитал свои потенциальные экономические дивиденды от этого шага.

По его мнению, после заявлении Армении о выборе Таможенного союза Евросоюз не ужесточил политику в отношении Еревана, поскольку "руководствуется стратегическим видением". "ЕС не ужесточил политику в отношении Армении, поскольку мыслит стратегическими категориями. Неправильно обижаться, необходимо постепенно открываться перед восточными партнерами (страны-участницы "Восточного партнерства" - ред.). Насколько Европейский союз откроется перед обществами указанных государств, зависит от них самих и от проводимых там внутренних перемен. Ассоциативное соглашение нацелено именно на улучшение процедур внутреннего регулирования в этих государствах", - сказал он, добавив, что Ереван готов и желает дальше сотрудничать с Европейским союзом и находить новые пути кооперации. "Это было ясно также из выступления главы Армении на заседании ПАСЕ 2 октября", - добавил дипломат.

По словам Рачиньского, нельзя говорить о том, что выбрав курс в Таможенный союз, Ереван "подставил" какого-то из государств-членов ЕС. "Об этом не может быть и речи. Что касается Польши, она будет адвокатом Армении в Европейском союзе ровно столько, сколько пожелает Ереван", - подчеркнул дипломат. Из слов посла стало ясно, что сам он скептически относится к тому, что Армения бесповоротно и окончательно вступит в Таможенный союз. "Движение Армении в ЕС не приостановлено, а несколько замедлено. Армения в рамках сотрудничества с ЕС по улучшению внутреннего регулирования осуществила достаточно реформ и в этом плане превосходит государства Таможенного союза. Теперь почему она должна от этого отказаться? В настоящее время Армения просто повернулась в сторону ТС, но пока не предприняла значимых шагов по вступлению в эту организацию. История свидетельствует о том, что к Европейскому союзу присоединяются государства, а не наоборот - выходят из состава ЕС и вступают в Таможенный союз", - подчеркнул он.

Ереван, как считает посол, примет участие в Вильнюсском саммите и вместе с другими странами "Восточного партнёрства" присоединится к декларации саммита. "В декларации будет указано, что сделано в рамках программы "Восточное партнерство" и что еще предстоит сделать", - пояснил Рачиньски.

Примечательно, что работающие на европейские гранты армянские специалисты по вопросам европейской политики соседства после заявления Еревана о вступлении в ТС подвергли критике также ЕС за медлительность и отсутствие четкой позиции по таким сенситивным для Армении вопросам, как карабахская проблема, блокада Турцией Армении, гарантии безопасности Армении и проведение обещанной "конференции доноров". Как они отмечали, ЕС больше выступал с декларативными заявлениями, нежели с конкретными предложениями по решению указанных проблем.

Коснувшись указанной темы, посол заметил, что ЕС понимает специфическое географическое положение Армении в регионе (сухопутная блокада Турцией и полная блокада со стороны Азербайджана - ред.), однако "мы путаем пласты сотрудничества". "Конечно, если бы проблемы Армении с Турцией и Азербайджаном были решены, Ереван вел бы более непринужденную внешнюю политику, но дело в том, что в данном случае речь идет не о геополитической программе. "Восточное партнерство" - не геополитический проект Европейского союза, оно нацелено на осуществление реформ внутри стран-участниц программы и улучшение процедур внутреннего регулирования", - подытожил Здислав Рачиньски.