Министерство обороны Великобритании издало 86-ти страничный отчет, в котором проанализированы последствия сецессии Шотландии для безопасности Великобритании. Референдум о независимости Шотландии запланирован на 18 сентября 2014 года. Эксперты британского министерства обороны считают, что результат референдума о независимости Шотландии в настоящий момент предсказать невозможно. Все заинтересованные лица полагают, что его исход могут решить голоса примерно полумиллиона избирателей. Документ военного ведомства Великобритании примечателен тем, что он оценивает последствия отделения Шотландии не для нее самой, а, в первую очередь, для остающегося без Шотландии Соединенного Королевства. При этом со свойственной для военных стратегов основательностью доклад исходит из возможного сценария провозглашения независимости Шотландии. Это всего лишь вероятность, но не неизбежность. Означенное сочинение является британским ответом на опубликованный в июне доклад шотландских экспертов, посвященный проблеме строительства национальных вооруженных сил независимой Шотландии. В практическом плане и британский, и шотландский доклады являются средствами пропаганды к грядущему референдуму, и, тем не менее, содержательно они интересны.

Гипотетическая армия независимой Шотландии уже получила в Эдинбурге свое название - это "Шотландские оборонные силы" (Scottish Defence Force - SDF). "Независимая Шотландия будет иметь первоклассные обычные вооруженные силы, которые будут играть полноценную роль в защите страны и сотрудничестве с международными партнерами, но мы не будем тратить миллиарды фунтов на систему ядерного оружия Trident или принимать участие в незаконных вторжениях таких, как в Ирак", - заявил в июне этого года представитель правительства Шотландии, в котором господствуют сепаратисты. Лидер шотландских националистов Алекс Салмонд обещает удалить ядерное оружие с территории независимой Шотландии. Более того, он намерен включить запрет на ядерное оружие в конституцию независимой Шотландии. И это, несмотря на то, что обслуживаемая британцами американская система Trident является неотъемлемой частью "высшей гарантии" безопасности НАТО вместе с арсеналами США и Франции.

Особенностью планируемой шотландскими националистами оборонной политики является принципиальный отказ независимой Шотландии от ядерного оружия. Это означает, что британские военные базы, а конкретно речь идет об одной - военно-морской в Фаслейне, на которых размещено ядерное оружие, должны быть удалены с территории независимой Шотландии. В настоящее время в Фаслейне на западном побережье Шотландии размещается главная база британского атомного подводного флота, в том числе ПЛАРБ, несущих на борту американские баллистические ракеты Trident с разделяющимися ядерными боеголовками. Правда, правительство Шотландии планирует сохранить все существующие военные базы, в том числе и Фаслейн, который станет уже главной базой шотландского военно-морского флота. Мера эта обусловлена прагматикой, поскольку военные объекты служат серьезным подспорьем для экономики окружающих их общин.

Нынешнее правительство пока находящейся в составе Великобритании Шотландии планирует создание небольшой компактной и профессиональной армии. При населении Шотландии в 5 млн. 200 тыс. человек планируемая численность армии должна составить 15 тыс. человек. Из этого числа собственно солдаты и офицеры, находящиеся в строю, составят всего 4650 человек, т. е., фактически, речь идет о создании одной полноценной бригады и обслуживающих ее специальных подразделениях. Остальные - это штабные и обслуживающий персонал. Вооруженные силы независимой Шотландии предусматривают и наличие резерва численностью в 5 тыс. резервистов. На содержание подобного рода вооруженных сил независимой Шотландии потребуется немного - £2,5 млрд. Шотландские националисты уверяют, что эта сумма на £500 млн. больше, чем та, которая тратится в настоящее время Великобританией на оборону севера страны. Однако министр обороны Великобритании Филип Хэммонд категорически заявил, что сейчас Шотландия получает выгоду от каждого фунта из 34-х миллиардного военного бюджета Соединенного Королевства. В докладе министерства обороны утверждается, что шотландцы не принимают во внимание ни военной живой силы, ни техники, как в остальной части Великобритании, так и за рубежом, которые в настоящее время помогают сохранять безопасность Великобритании и Шотландии в ее составе. "При меньшей налоговой базе независимому шотландскому государству придется поддерживать существующие уровни инвестиций на действующих базах, особенно там, где они в настоящее время направлены на поддержание конкретных высокопроизводительных возможностей", - утверждается в докладе. В исследовании конкретно ставится вопрос о базе военно-воздушных сил Великобритании в Лоссиенмауте в Шотландии, на которой в настоящее время базируются три эскадрильи истребителей-бомбардировщиков Tornado и куда в скором времени будут перебазированы три эскадрильи многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon. Эксперты британского минобороны в своем докладе выражают сомнения, что независимая Шотландия будет способна содержать подобные "активы" в долгосрочной перспективе.

Британский критический доклад исходит из положения, что означенной бюджетной суммы на оборону независимой Шотландии будет недостаточно для создания полноценной шотландской армии. Действительные расходы на создание шотландской армии, по мнению экспертов министерства обороны Великобритании, должны будут превысить £2,5 млрд. Так, шотландским вооруженным силам придется создать собственные командно-штабные структуры, переоборудовать имеющиеся на территории Шотландии военные базы под иные операционные потребности. Это требует времени и значительных расходов.

Далее британские эксперты исходят из положения, что создание национальной шотландской армии потребует продолжительного переходного периода для раздела имущества министерства обороны Великобритании, находящегося на территории Шотландии. Это, в свою очередь, приведет к долгим переговорам по множеству запутанных вопросов.

Шотландцам придется столкнуться и с проблемой комплектования собственных вооруженных сил, поскольку очевидно, что не все военнослужащие британской армии, находящиеся сейчас на территории Шотландии, пожелают продолжить военную службу в армии независимой Шотландии. Сами шотландцы весьма просто смотрят на проблему. Они собираются перевести в состав своей армии подразделения вооруженных сил Великобритании, которые исторической традицией и своими названиями связаны с Шотландией. Речь идет об отличном пяти батальонном гвардейском полку Royal Regiment of Scotland, подразделении Scots Guards и дислоцируемом в Германии гвардейском танковом полку Royal Scots Dragoon Guards - основной части 7-ой бронетанковой бригады. Но ничего шотландского, кроме названий и помпонов на беретах, в этих воинских частях нет. С какой стати британцы согласятся передать свои лучшие и боеспособные соединения независимой Шотландии? Министр обороны Великобритании Филип Хэммонд, комментируя доклад своих экспертов, отметил: "Ни шотландское, ни британское правительство не могут принудить тех, кто служит в этих полках, вступать в ряды оборонных сил Шотландии". Кроме того, шотландские националисты намерены возродить в рядах своей будущей армии ликвидированные исторические "шотландские полки" такие, как Royal Scots, King's Own Scottish Borderers и Cameron Highlanders. Пока, кроме этих славных названий, у них ничего нет.

Итак, доклад предупреждает лидера шотландских националистов Алекса Салмонда, что он может столкнуться с проблемой формирования вооруженных сил независимой Шотландии с нуля. Британцы заранее предупреждают Эдинбург, что переговоры особенно будут трудными о кадрах вооруженных сил и гражданстве военнослужащих. "Независимое шотландское государство будет сталкиваться с очень серьезной проблемой укомплектования своих вооруженных сил людьми и военной техникой, обеспечения широкой структуры обороны и безопасности", - делает вывод исследование. Согласно недавнему опросу британских военнослужащих, вернувшихся из Афганистана, на 32 человека опрошенных только один высказал желание служить в независимой шотландской армии.

Военный потенциал Великобритании имеет такой масштаб и значение, которым пользуются сразу несколько других стран. Он позволяет Великобритании вести и военные, и гуманитарные операции одновременно. Великобритания имеет полноценный военный флот, состоящий из авианосцев и фрегатов, атомных подводных лодок. В июне 2013 года бывший командующий британским контингентом в Афганистане генерал-майор Эндрю Маккей предупредил, что независимость может подорвать безопасность Шотландии. Он заметил, что независимая Шотландия будет более уязвима для терроризма и кибератак. Она лишится привилегии "особых отношений" с США и поэтому устранится от доступа к интеллектуальным продуктам военного и разведывательного сотрудничества Великобритании и США. И, хотя Шотландия и не столкнется с перспективой внешнего вторжения, полагает генерал-майор Маккей, тем не менее, имеется "длинный и растущий список" других угроз, которые требуют ресурсов. Независимая Шотландия будет обладать такими военными возможностями, которые позволят ей выполнять периферийную роль на мировой арене, в частности, участвовать исключительно в миссиях по поддержанию мира.

До сих пор речь в нашей статье шла о частных аспектах оборонной политики Великобритании и Шотландии. Однако шотландский сепаратизм затрагивает более серьезные проблемы - проблемы стратегические. В первую и вторую мировые войны именно военно-морские базы, расположенные на севере Великобритании в Шотландии, играли стратегическую роль для осуществления военно-морской блокады Германии и охраны имевших стратегическое значение для Великобритании морских коммуникаций в Атлантике между этой страной и доминионом Канадой и США. В годы холодной войны стратегическое значение военно-морских и военно-воздушных баз в Шотландии еще более возросло, поскольку они обеспечивали контроль над морским коридором в Атлантику между Норвегией и Исландией. В случае новой мировой войны этим коридором непременно воспользовался бы советский Северный флот для нарушения основной коммуникационной линии НАТО между Европой и Северной Америкой. Битва за Атлантику была ключом к победе в глобальной войне. И вот сейчас шотландские националисты собираются разрушить систему базирования НАТО на правом фланге этого самого Атлантического коридора. Нельзя сказать, чтобы шотландские националисты не задумывались о месте своих гипотетических вооруженных сил в стратегическом районе Северной Атлантики. Что собственно должна защищать независимая Шотландия? Помимо обычной гражданской обороны, защиты суши и прибрежных вод, в случае с Шотландией речь идет об охране морских нефтегазовых платформ в Северном море, которые намеревается получить в свое распоряжение независимая Шотландия. Шотландцы примеряют на себя и оборонные функции скандинавов в регионе Северной Атлантики - норвежцев и датчан. Военный эксперт Шотландской национальной партии Ангус Робертсон недавно посетил Норвегию и Данию для изучения их оборонной политики. После этого в заголовках SNP появились: "глядя на Арктику", "Крайний Север Атлантики" и т. д. Оказалось, что шотландцы стали примеряться к роли норвежцев с их интенсивной конкуренцией с Россией за минеральные и энергетические ресурсы Арктики.

Однако для участия в программах региональной обороны Северо-Восточной Атлантики и европейских арктических вод Шотландии мало быть участником НАТО. Ей необходимо будет предложить альянсу больше, чем просто проектируемые территориальные силы обороны. Шотландия нуждается в создании каких-то своих экспедиционных сил, в ударных военно-воздушных силах и в военно-морском флоте. В 2010 году Дания и Норвегия потратили соответственно 1,4% и 1,5%, от своих ВВП на оборону. Планируемые Шотландией £2,5 млрд. сопоставимы с этими военными расходами скандинавов. Но при этом Норвегия сейчас содержит в своих ВВС 58 самолетов F-16, приобретенных у США, а Дания - 30. Норвегия готовится полностью обновить свой ударный воздушный флот к 2024 году, для чего собирается приобрести у США за $10,65 млрд. 52 самолета пятого поколения F-35. Хотя другие северные европейские страны, такие как Норвегия и Дания, тратят сопоставимые с шотландским проектом суммы на оборону, они уже создали на протяжении десятилетий свои возможности, в то время, как независимой Шотландии придется начинать с нуля.

Помимо этого, существует еще один важный стратегический аспект. 6 июля 2013 года делегация правительства Шотландии посетила штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, где имела переговоры на уровне заместителя генерального секретаря этой организации. По окончании переговоров представитель НАТО заявил, что они были "неформальными и информационными", а содержание их было "частным". Шотландским сепаратистам в Брюсселе дали понять, что они столкнутся с дилеммой сохранения военно-морской базы с ядерным флотом в Фаслейне и членством в НАТО. Оказалось, что удаление военно-морской базы Фаслейн, на которую базируются британские ПЛАРБ с системой Trident, неприемлемо прежде всего для НАТО, а потом только для Великобритании. Переговоры в Брюсселе хорошо продемонстрировали, что стратегические ядерные силы США, Великобритании и Франции в планах НАТО рассматриваются как единый комплекс. В штаб-квартире НАТО шотландцев предупредили, что в случае сецессии Шотландии от Великобритании, их ждет процедура приема в НАТО с нуля. В Брюсселе подчеркнули, что вступление Шотландии потребует единодушного согласия всех 28 нынешних членов альянса. В связи с этим в Брюсселе шотландской делегации указали на статью 10 Договора о НАТО, которая предполагает "приглашение" в НАТО. Статья требует от всех стран членов НАТО внести свой вклад в безопасность Североатлантического альянса. Статья 10 также подразумевает, что каждый член НАТО принимает ядерную политику альянса. Провинциальным чиновникам из Шотландии указали на прецедент Греции, которая уже много лет блокирует вступление в НАТО Македонии. Членство в НАТО требует признания всех государстве его членов. Выяснилось и то, что американцы весьма скептически смотрят на независимость Шотландии именно из-за угрозы подрыва британской программы Trident.

Шотландская независимость настолько сомнительна в стратегическом плане, что в настоящее время в США даже не изучают последствия для своего военного союза отделения Шотландии от Великобритании. В головах планировщиков в Пентагоне его просто не будет. При этом даже сомнительно, что независимая Шотландия может обменять для себя членство в НАТО на продолжающееся присутствие британской военно-морской базы в Фаслейне. Кроме того, в Брюсселе шотландцам пояснили, что затруднения с НАТО могут усложнить независимой Шотландии вступление в ЕС, успех которого имеет решающее значение для экономической стабильности.

Опыт проектов независимой оборонной политики шотландских националистов продемонстрировал, что ничего хорошего на этом пути их не ждет. Шотландская национальная партия попыталась использовать проекты создания собственных шотландских вооруженных сил и служб безопасности для увеличения общественной поддержки шотландской независимости, которая в настоящее время не превышает 35%. Специальный полл, опубликованный в Herald в минувший вторник, демонстрирует, что только 14% избирателей в Шотландии поддерживают безъядерный статус своей страны. 60% выступают против удаления "Трайдентов" с базы Клайд. В тесной связи с проблемами оборонной политики против независимости Шотландии выступают 52% опрошенных, а за независимость - только 33%. Как выразился бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун: "Быть частью Великобритании - лучший страховой полис, какой только можно найти в мире". Большинство шотландцев не желают отказываться от него.