Итоги проходящего в Брунее Восточноазиатского саммита весьма удовлетворительны. Такое мнение, как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МИД России, выразил 10 октября глава МИД РФ Сергей Лавров, по мнению которого во многом этот механизм продолжает усилия, которые предпринимаются в рамках АТЭС и "Группы двадцати".

Как отметил он, по целому ряду направлений повестка дня общая - это задача обеспечения устойчивого развития, стабильных и производительных инвестиций в реальный сектор экономики, создание новых качественных рабочих мест, обеспечение продовольственной безопасности, борьба с чрезвычайными ситуациями как природными, так и техногенными, и ряд других направлений.

"Итоговые документы форума отражают заинтересованность в том, чтобы способствовать синергии и гармонизации усилий в различных международных форматах, действующих на одном поприще. В этой связи широкую поддержку получило наше предложение о том, чтобы начинать выстраивать в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) общую, объединяющую всех архитектуру безопасности и сотрудничества. Это предложение опирается на российско-китайскую инициативу, выдвинутую в свое время руководителями наших двух государств, о создании в АТР открытой системы безопасности, которая не была бы основана на блоковых принципах. Впоследствии на Восточноазиатских саммитах мы активно продвигали эту инициативу. Сегодня имеем возможность сообщить, что на саммите в Брунее одобрена идея разработки рамочных принципов укрепления сотрудничества в сфере безопасности в АТР. Для этой цели запланировано провести несколько раундов диалога. Первый состоится в Брунее в ноябре текущего года, второй - мы предложили провести в следующем году в России. Надеюсь, это приглашение будет принято", - сказал министр. По его мнению, одобренное в Брунее решение о начале работы над архитектурой безопасности в АТР имеет особое значение, потому что в регионе - в отличие от Европы, Африки, Латинской Америки - нет объединяющей структуры, которая включала бы все расположенные там государства.

Есть, как заметил он, отдельные военно-политические блоки, механизмы сотрудничества вокруг региональных процессов, инициированных АСЕАН, но нет структуры, которая объединяла бы всех без исключения на платформе выработки единых норм поведения в области безопасности и экономического развития.