Итак, в США бюджетные неурядицы. Нижняя палата Конгресса, где преобладают республиканцы, отказалась принять бюджет, уже одобренный "демократическим" Сенатом. Требования оппонентов Обамы, выдвигаемые как условия для поднятия планки американского госдолга - отсрочка реформы здравоохранения, выступающей как один из приоритетов для нынешней администрации. Белый дом, в свою очередь, отказывается идти на переговоры по этому вопросу.

С практической точки зрения это означает, что резервы федерального казначейства могут иссякнуть уже 15-17 октября, что создаёт теоретическую возможность технического дефолта Штатов. Деньги на оплату социальных расходов закончатся около 1 ноября. Пока дело ограничивается массовой приостановкой работы госучереждений. Так, Белый дом прекратил работу большинства правительственных сайтов, был закрыт для посещений мемориал Второй мировой войны, НАСА практически заморозила программу марсоходов, были отложены военная помощь Израилю и визит президента на Филиппины, 800 тысяч госслужащих (включая 70% сотрудников АНБ и ЦРУ) отправлены в неоплачиваемые отпуска. Рынок ответил на ситуацию снижением курса доллара (наиболее продолжительным с апреля 2011 года), параллельно выросла доходность государственных краткосрочных облигаций - проценты по месячным бондам добрались до 0,18% (в сентябре они составляли, как правило, 0,01%).

Иными словами, на первый взгляд мы наблюдаем картину глобального коллапса, многократно описанную в красках экономистами, выступающими в жанре Хазина и К. Штаты вот-вот расточатся как дым, доллары превратятся в ненужные фантики, в США наступят голод и мор, или, по меньшей мере, римейк кризиса на Кипре. Неприятная новость состоит в том, что это не так.

Администрация Обамы, по сути, устраивает шоу. То, что происходит сейчас в США - это настойчивая демонстрация избирателю живописных, но мало на что влияющих спецэффектов (так, шекспировские страсти с приостановкой обновлений на личном сайте Мишель Обамы - пожалуй, самый "голливудский", но в принципе типичный ход).

В реальности коллапса системы госуправления и госсектора нет - 63% госслужащих и 85% учреждений продолжают работу. Социальные расходы по-прежнему финансируются. Биржевой паники не наблюдается - при общем росте доходности ГКО, она всё ещё остаётся крайне низкой, немногим превышая показатели, вполне типичные, например, для середины 2010-го и начала 2011-го годов (0,15 - 0,17%). При этом заметный рост доходности касается только наиболее краткосрочных (месячных и трёхмесячных), облигаций, на других "фронтах" его, в целом, не наблюдается - инвесторы, учитывая возможные краткосрочные проблемы погашением обязательств, просто "перекладывают" деньги в более долгосрочные бумаги. Рынок акций тоже не демонстрирует резких движений, при этом заключаемые фьючерсные сделки демонстрируют вполне позитивный настрой игроков, ожидающих роста рынка. Массового бегства из доллара, несмотря на снижение курса, тоже отнюдь не наблюдается. Иными словами, вторая волна кризиса не просматривается - по крайней мере, сейчас.

Биржевой оптимизм основан на вполне фундаментальных факторах. Политика ФРС, накачивающей экономику деньгами в духе крайнего кейнсианства, пока приносит вполне ощутимую пользу без видимых негативных эффектов. В 2012-м экономика показала рост в 2,8%, во втором квартале 2013-го - 1,7% в годовом выражении, несмотря на привычную "летнюю" паузу. Безработица снижается (так, в сентябре было создано 176 тыс. рабочих мест; количество граждан США, получающих какую-либо помощь от федеральных или муниципальных властей в сентябре этого года составило 4,27 млн. против 5,39 млн. в сентябре 2012-го), хотя остаётся всё ещё достаточно высокой. Некоторое оживление уже в первой половине года испытал и рынок недвижимости, ставший в 2008-м одной из основных жертв кризиса.

Пресловутый госдолг США, подскочивший за 2008-2010-й с 65,6 до 96,5% ВВП, в последние годы растёт достаточно вяло - максимум на 3,5% в год, достигнув к концу 2012-го 103,8% ВВП. Для сравнения - государственный долг еврозоны в 2012-м достиг 90,6% ВВП, демонстрируя в последние годы точно такие же темпы роста, что и США. При этом в Греции он составил 159%, Италии - 127%, Португалии - 123,6%. Госдолг Франции по итогам года составит 93,4% ВВП. При этом долг той же Италии "стоит" гораздо дороже американского: так, США в 2011-м выпускали пятилетние облигации с доходностью 1,24-2,4%, в то время как Риму приходилось платить до 6,47%.

Фундамент этих достижений - быстрое снижение дефицита американского бюджета. За 2013 финансовый год он составил 642 млрд. или 4% ВВП; годом ранее он составлял 1,1 трлн., в 2011-м достигал 1,299 трлн., в 2010-м - 1296 трлн. Для сравнения - дефицит бюджета Франции в 2012 составил 4,8% ВВП, Испании - 10,6%. В 2013-м дефицит французского бюджета может составить 4,1%. Иными словами, американская казна выглядит лучше даже по сравнению с французской, не говоря уж о странах южной Европы. Впрочем, это относится и к экономике в целом. В следующем, предвыборном году, расходы должны снова вырасти - однако не прежний уровень они уже не вернутся.

Предпосылкой для быстрого финансового оздоровления стало как сокращение расходов федерального правительства США, так и, в первую очередь, рост доходов, увеличившихся по сравнению с 2009-м практически в полтора раза. Отмена коллекции налоговых льгот, введённых при Буше (благодаря им, например, крупный бизнес платит налоги зачастую по вдвое-втрое сниженным ставкам), должна принести в бюджет 1,5 трлн. Планируется повысить налоги на дивиденды (до 40%) и доходы обеспеченных граждан. Будут, естественным образом, снижаться и военные расходы - по бюджетному плану Обамы на $213 млрд.). Иными словами, американцы ещё располагают значительными резервами для роста государственных доходов. То же относится и к экономике в целом - представление об американском "народном хозяйстве" как о коллекции эфемерных пузырей и фиктивных активов не слишком соответствует действительности, несмотря на действительно тяжёлые результаты деиндустриализации. При этом США располагают и достаточными предпосылками для промышленного ренессанса.

Таким образом, вероятность дефолта Вашингтона крайне мала. Реальные проблемы для мировой экономики могут создать не они, а слабые страны Евросоюза - до Франции включительно - и Япония.

Евгений Пожидаев - международный обозреватель ИА REGNUM