Дмитрий Семушин: Культурная работа по созданию "новой Украины" на Русском Севере продолжается
Москва, 2 октября, 2013, 17:08 — ИА Регнум. 29 июля 2013 года в Архангельске состоялось заседание экспертно-аналитического совета при губернаторе Архангельской области, на котором речь зашла о выправлении изрядно фальсифицированных и мифологизированных за последние два десятилетия истории и культуры Архангельской области.(1) Позднее, комментируя это событие, начальник отдела обеспечения сохранности документов Государственного архива Архангельской области историк Василий Трофименко признал: "Вокруг прошлого области создано много не подтвержденных историческими данными мифов, и они прочно оседают в головах".(2) Участники заседания в присутствии губернатора
Мы убеждены, что национальный подход к региональной истории и культуре должен основываться на подлинных исторических фактах и документах. В Архангельске в этих сферах предстоит преодолеть имеющий негативные политические последствия недобросовестный исторический миф, созданный в последнюю четверть века через массированную фальсификацию местной региональной истории и культуры.
Однако в практической сфере дело сейчас обстоит непростым образом. Об этом свидетельствует прошедшая в Архангельске 25 сентября 2013 года в САФУ городская краеведческая научно-практическая конференция "Архангельск: от поморских поселений до столицы Русского Севера". Даже в своем названии она демонстрирует устойчивость воспроизводства мифологических схем. Говорить о возвращении региональной истории на научную почву оснований пока нет. Заданная тема конференции продемонстрировала, что она прошла под знаком поморской концепции региональной истории проф. Владимира Булатова. Главный организатор нынешней конференции проф. САФУ Сергей Шубин, разумеется, не может подтвердить историческими документами, что, как значится в заявленной теме конференции, на месте Архангельска и вокруг него до основания города в ХVI веке и ранее этого времени существовали поселения "поморов". Не может Шубин подтвердить означенный факт историческими документами и для эпохи ХVII, ХVIII и ХIХ веков. Его молчание относительно "поморских селений" на месте Архангельска весьма красноречиво. Таким образом, можно определенно говорить, что на прошедшей краеведческой конференции в Архангельске профессор Шубин транслировал в местное краеведение устойчивый региональный миф или, говоря более жестким языком, фальсифицировал историю Архангельской области.
Заметим, что сейчас "историографическая" ситуация в Архангельске обстоит следующим образом: профессура САФУ - Сергей Шубин, Юрий Лукин, Владислав Голдин, Андрей Репневский, Татьяна Буторина, Рудольф Ханталин умалчивают и скрывают, что в ХIХ веке существовал целый комплекс российского имперского законодательства о Поморском крае в составе Архангелогородской губернии.(4) Он, кстати, так официально и назывался: "Поморский край". Публикация означенных документов и популяризация их содержания на корню разрушила бы в Архангельске концепцию местных регионалистов и нанесла бы удар по делу формирования в регионе в интересах норвежского Баренцева региона новой региональной идентичности взамен русской.
Создатель концепции местного регионализма в Архангельской области проф. Шубин исходит из заведомо ложного тезиса, когда утверждает: "Архангельская губерния настолько гармонично была вписана в пространство, что в ее границах сформировался особый субрегион Российской империи - Поморье".(5) На сайте правительства Архангельской области к ее 75-ти летию была опубликована подготовленная проф. Сергеем Шубиным справка по истории региона, в которой он продвигает означенное положение.(6) Предложенная Архангельской области в качестве официальной региональная концепция проф. Сергея Шубина не может рассматриваться с точки зрения научной альтернативы существовавшей прежде концепции, поскольку все ее "поморские" положения проф. Шубин не может подтвердить свидетельствами исторических источников - документов. Для нас очевидно, что в данном конкретном случае мы имеем дело с воспроизводством концепции региональной истории, выполненной проф. Владимиром Булатовым.
Заметим, что сам проф. Шубин в Архангельске имеет репутацию родоначальника идеологии местного регионализма. В опубликованной в 2000 году монографии "Северный край" Шубин следующим образом определил задачу создания новой идентичности жителей Архангельской области, цитируем его: "чтобы не повторился результат эпохи индустриализации, он [т. е. Архангельский регион], как и любой другой регион страны, нуждается помимо внимания центра в новой идентификации, нормальном здоровом региональном эгоизме, если хотите, в культурно-психологическом "кураже", стимулирующем развитие".(7) Итак, по мнению проф. Шубина, Архангельску для "развития" нужна не плановая экономика, а "кураж" по отношению к федеральному центру, надо понимать такой, какой сейчас демонстрирует Львов по отношению к Москве, поскольку на практике речь идет именно о создании новой этнической идентичности, отрицающей русскость. Создание этой идентичности мы и наблюдаем прошедшие 20 лет в Архангельске.
Наблюдающие процесс создания новой идентичности уже несколько лет в Архангельске задаются вопросом: кто и для чего придумал национальность "помор"? Нам ясно, что это название придумано впопыхах, ошибочно и связано с названием местности, которая в действительности вообще находится за пределами Архангельской области. Спрашивается: для чего русским людям, живущим на севере России в Архангельске, Северодвинске и по области, постоянно, а детям сейчас чуть ли не с молоком матери, через разные виды информации и обучение, в явном и неявном видах, на протяжении десятка лет пытаются внушить, что они поморы? Кто и с какой целью платит деньги за издание соответствующих книг, разработку методик обучения, за лекционные часы преподавателям на "этнокультурно-краеведческих курсах духовно-нравственной направленности" и за аренду помещений, содержание сомнительного института в САФУ, выдает гранты известной направленности и т. д. и т. п.? В случае с прошедшей краеведческой конференцией мы можем конкретно ответить на данный вопрос.
В Архангельске краеведение, как инструмент для трансформации региональной истории и формирования в регионе новой идентичности использует небольшой кружок, каковым является руководство культурно-просветительного общества "Норд". Отметим сразу, что в случае с "Нордом" мы не говорим о рядовых членах этого сообщества, учитывая то обстоятельство, что "Норд" претендует на роль "клуба" "северной интеллигенции". Бессменным председателем правления "Норда" с его создания в 1990 году и главным редактором его органа - "Известий Русского Севера" является Сергей Клочев. В 2010 году на двадцатилетие "Норда" Клочев признался, что участников общества "Норд" объединяет мировоззрение "поморов" и, что взгляды "Поморского возрождения" и общества "Норд" очень близки.(8) Поэтому неслучайно, что "Норд" на протяжении многих лет сотрудничал в проведении совместных культурных мероприятий с главным активистом "Поморского возрождения" в Архангельске
С обществом "Норд" тесно связано издательство "Лоция", руководимое Тамарой Овчинниковой. Овчинникова состоит в "Норде" и является ответственным секретарем журнала "Известия Русского Севера". Она не раз заявляла публично о своей поморской идентичности. Овчинникова, в том числе, активно работает по детям через продвижение школьникам в Архангельске краеведческой литературы поморского содержания. Овчинникова и стала практическим организатором рассматриваемой городской краеведческой конференции "Архангельск: от поморских поселений до столицы Русского Севера".
Здесь необходимо уяснить, что у самого Репневского, Клочева или Шубина сейчас нет нужды самим писать труды в духе "Поморского возрождения" для местного краеведения (хотя они это и делали). Для влияния на местное краеведение в нужном направлении им достаточно только определять для краеведческих мероприятий тему в рамках концепции Булатова. Далее краеведы сами понесут материал в нужном направлении, как это, в частности, и случилось в Архангельске на краеведческой конференции 25 сентября. Система работает так. Часто мы видим лишь некие мероприятия, обозначенные в известном направлении. Например, в Архангельске в 2012 году был объявлен областной конкурс научно-исследовательских работ по краеведению среди учащихся общеобразовательных учреждений Архангельской области под названием "Слово о людях и земле Поморской". Организаторами конкурса выступают: Архангельская областная библиотека имени Н.А.Добролюбова, Институт социально-гуманитарных и политических наук САФУ, Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, культурно-просветительское общество "Норд", Архангельское отделение Российского общества историков-архивистов, Ассоциация краеведческих организаций Архангельской области. Однако на деле при ближайшем рассмотрении оказывается, что положение об означенном конкурсе и его поморскую направленность конкретно определили: все тот же скандинавист проф. Андрей Репневский и регионалист проф. Сергей Шубин. Поэтому в нынешних условиях никаких научных дискуссий о концепции проф. Булатова не будет, хотя профессура у себя в САФУ "пошепталась" по ее содержанию. Профессура САФУ до сих пор внятно не артикулировала отношения к концепции региональной истории проф. Булатова.(9) Главное для "поморских возрожденцев" сейчас - это предложить тематику в нужном русле, а дальше отдельные участники мероприятий будут идти в заданном регионалистском направлении.
Прошедшая в Архангельске 25 сентября конференция краеведов демонстрирует, что после дела Мосеева тактика идеологов поморского сепаратизма чуть изменилась. Культурную работу по продвижению в области поморской идентичности они намерены проводить под риторику непрерывного словоупотребления понятия "Русский Север", что должно, по их мнению, служить знаком лояльности. Правда, при этом они будут утверждать, что Русский Север во всем пространстве Архангелогородской губернии в прошлом населяли "поморы". Так что культурная работа по трансформации этнической идентичности жителей Архангельской области с целью создания "новой Украины" у нас в Архангельске продолжается. Программа по ослаблению, демонтажу нашего народа, децентрализации и распаду нашей страны работает дальше.
Источники и комментарии:
(1) Прошлое как ресурс будущего // http://www.dvinaland.ru/prcenter/release/39613/
(2) Прошлое - ресурс будущего: эксперты предлагают активнее использовать исторический потенциал региона // http://www.bclass.ru/kultura/proshloe-resurs-buduschego-eksperti-predlagaiut-aktivnee-ispolzovat-istoricheskiy-potentsial-regiona
Хотя, справедливости ради, надо признать, что Трофименко сам охотно воспроизводит местные исторические мифы. См. Лики Архангельского Севера: взгляд через века. Архангельск, 2012. См. статьи: "Иван Ермолаевич Седунов", "Михаил Васильевич Ломоносов", "Александра Яковлевна Ефименко".
(3) Русский Север как невостребованный ресурс Архангельской области // http://narfu.ru/aan/news.php?ELEMENT_ID=68145
Можем ли мы считаться поморами? // http://www.pravdasevera.ru/agency/society/mozhem_li_my_schitatsya_pomorami/
(4) Поморский край в составе Архангелогородской губернии был постепенно оформлен указами императора и постановлениями Сената, начиная с 1811 года. В 1811 году в его состав были определены Кольский и Кемский уезды Архангелогородской губернии. В 1835 году в Поморский край включены Зимнезолотицкая и Мудьюжская волости Архангельского уезда и прибрежные морские волости Онежского уезда Архангелогорской губернии - Унежма, Кушерека, Малошуйка, Нименга, Ворзогоры, Онега, Тамица, Кянда, Нижмоозеро, Пурнема, Лямица, Пушлахта, Летняя Золотица, Дураково. Население Поморского края во второй половине ХIХ века в законах Российской империи именовалось "русскими поморами". Население Поморского края Архангелогородской губернии было наделено льготами, которые выводили его из сословной структуры населения Российской Империи. Т. е. в ХIХ веке существовали законы Российской Империи, которые четко определяли: кто - помор, а кто - нет.
См. Полное собрание законов Российской Империи. Т. 31. СПб., 1830. № 24221. С. 175-176; № 24767. С. 837-838; Т. 32. СПб., 1830. № 25285. С. 471; Т. 37. СПб., 1830. № 28356. С. 391; ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 1.СПб., 1830. № 218. С. 318-320; Т. 6. Отд. 2. СПб., 1832. № 4836. С. 90; Т. 10. Отд. 1. СПб., 1836. № 8006. С. 282-283; Т. 12. Отд. 1. СПб., 1838. № 10133. С. 232-233; Т. 13. Отд. 1. СПб., 1839. № 10960. С. 94-95; Т. 36. Отд. 1. СПб., 1863. № 36521. С. 16; Т. 37. Отд. 2. СПб., 1865. № 38910. С. 332; ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 12. СПб., 1895. № 8316. С. 90-91 и др.
(5) Шубин Сергей. "Север уязвим, потому что у северян нет общей концепции..." // http://www.narfu.ru/av/archive/1678/35475/
Шубин использует мифологический компонент концепции Владимира Булатова - большое "Поморье". Показательно, что в справке по административно-территориальному делению Архангельской губернии и области в XVIII-XX вв., подготовленной работником Архангельского областного государственного архива Николаем Шумиловым для сборника документов по региональной истории Архангельской области, никакого "Поморья" нет. Сборник вышел под редакцией Сергея Шубина. См. Холодный дом России: Документы, исследования, размышления о региональных приоритетах Европейского Севера. Ред. С.И.Шубин. Архангельск, 1996. С. 84-93.
(6) "Наследница губернии". Архангельской области - 75! // http://www.dvinaland.ru/75let/
(7) Шубин С. И. Северный край в истории России. Проблемы региональной и национальной политики в 1920-1930-е годы. Архангельск, 2000. С. 421. Показательно, что в этой монографии Шубин, первым из историков Архангельска, стал использовать понятие "поморы" применительно ко всем жителям Архангельской области, в частности, при описании событий 1920-1930-х годов.
(8) Сергей Юльевич Клочев. Библиографический указатель. Архангельск, 2010. С. 51-52, 58.
(9) По неназванной причине в прошедшем учебном году в Институте социально-гуманитарных и политических наук САФУ отменили "Булатовские научные чтения", а 6 июля 2013 года в годовщину смерти Булатова у его мемориальной доски не состоялась традиционная публичная общественная церемония.
Дмитрий Семушин