Журналисты выходящей на телеканале LTV программы De Facto подняли вопрос о патриотическом воспитании латвийской русскоязычной молодежи. По мнению опрошенных ими представителей Национального союза VL-ТБ/ДННЛ, концепция такого воспитания подразумевает контроль над тем, какие политики и организации имеют доступ к школьникам.

В программе сообщили, что школы превратились место реализации политических лозунгов - причем, в латышских школах и школах нацменьшинств господствуют различные политические силы. Например, в Риге в русскоязычных школах активно работают общественные организации "9 мая.lv" и "Нам по пути". Такие школы раз в месяц получают газету "Пришкольная", в которой публикуются статьи по актуальным для учеников вопросам. Однако, с приближением дат, наподобие 9 мая, содержание газеты меняется - и уже не соответствует требованиям программы патриотического воспитания. Главным редактором газеты является жена мэра Риги Нила Ушакова Елена, а среди тех, кто жертвует на издание, есть политики оппозиционного "Центра согласия".

Программа отмечает, что в Сейме уже более двух лет идет поиск способов, как направить воспитание русской молодежи всецело в патриотическое русло. В частности, предлагалось совместное пение гимна, проведение специальных уроков патриотического воспитания, расширение движения скаутов, а также меры по ограничению неправильной идеологии. Глава Национального союза VL-ТБ/ДННЛ Райвис Дзинтарс указал, что школьникам надо запретить покидать уроки ради участия в мероприятиях 9 мая или в акциях протеста против образовательной политики государства. В свою очередь, Нил Ушаков заявил, что для принятия подобных решений Сейм сначала должен принять решение о том, что празднование даты 9 мая находится под официальным запретом. "Если Дзинтарс полагает, что одни даты правильные, а другие неправильные, то так мы снова вернемся к советскому стилю, который Нацсоюз так рьяно критикует", - подчеркнул Ушаков.

Добавим, что, по мнению председателя правления международной молодежной организации "ПЕРОМ" Маргариты Драгиле, основные проблемы русской молодежи в Латвии являются следующими: "Во-первых, это низкий уровень образования на родном языке, что заведомо ограничивает возможности русской молодежи достигать более высоких результатов в индивидуальном и профессиональном развитии. Во-вторых, непонимание и утрата идентичности у большей части русской молодежи. У большой части русских молодых людей нет проблем с гражданской идентичностью, но у большинства встречаются сложности с культурной идентичностью. Опыт проведения семинаров с русской молодежью показал, что для части русской молодежи (выходцы из русских семей) становится затруднительным уяснить для себя, какой язык для них является более важным и значимым: родной, государственный или иностранный".

Также, по мнению Драгиле, имеются "проблемы профессионального развития в стране проживания и трудоустройства (особенно в политическом секторе), связанные со скрытыми ассимиляционными процессами. Нельзя не упомянуть и эмиграцию с целью заработка или профессионального становления - что является следствием того, что в нашей стране недостаточно возможностей для профессионального становления".