Армения устами президента Сержа Саргсяна официально заявила о желании вступить в Таможенный союз. Тем самым была поставлена точка в нескончаемых спорах, прогнозах и оценках по поводу интеграционной развилки, на которой оказалась страна. В свою очередь, Европейский Союз ответил на решение Армении тем, что через еврокомиссара по вопросам расширения и политики добрососедства Штефана Фюле официально отказался "ассоциироваться" с Арменией. Это означает, что Армения, например, не окажется в одном ряду с Алжиром, Марокко, Палестинской автономией, Тунисом и пр., которые подписали с ЕС свои варианты Ассоциативного соглашения. В любом случае, заявление Сержа Саргсяна и положительные отзывы официальных лиц стран-членов ТС перевели Армению из одного геополитического состояния в другое. Если раньше все задавались вопросами о том, какой интеграционный проект выберет Ереван, сегодня обсуждается, как сделать процесс вступления страны в ТС максимально эффективным. В стороне остаются лишь армянские евроинтеграторы, стенаниям и причитаниям которых, кажется, нет конца. Они недовольны и жаждут реванша, хотя перспективы их, откровенно говоря, весьма туманны. За оценкой ситуации ИА REGNUM обратилось к члену фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) в парламенте, лидеру партии "Национальное единение", руководителю армянской делегации в Парламентской Ассамблее ОБСЕ Арташесу Гегамяну. В интервью политик подробно изложил свой взгляд на происходящее.

ИА REGNUM: Как внутриполитическая арена Армении реагирует и будет реагировать на процесс присоединения страны к Таможенному союзу?

Совместное заявление президентов России и Армении от 3-го сентября текущего года о желании нашей страны присоединиться к Таможенному союзу сильно встревожило определенные силы как внутри нашего государства, так и за ее пределами. В частности, нежданно-негаданно появились многочисленные заявления о том, что данное решение было "крайне неожиданным" и свалилось "как снег на голову". Заметим, те, кто выступают с подобными заявлениями, во-первых, показывают свою неосведомленность и политическую безграмотность. Во-вторых, своими неадекватными оценками они открыто демонстрируют, что решение президента Армении сильно расстроило их собственные планы.

Чтобы не быть голословным, говоря о политической безграмотности лиц, выражающих недовольство по поводу решения руководства Армении о присоединении к Таможенному союзу, могу напомнить, что еще 8-го августа 2012 года в ходе официального визита президента Армении в Россию состоялась совместная пресс-конференция лидеров России и Армении. На ней президент России Владимир Путин заявил: "В контексте сегодняшней беседы мы обсудили перспективы наращивания взаимодействия на площадках СНГ, ОДКБ, других международных организаций. Говорили более широко об интеграционных процессах на постсоветском пространстве... Договорились о том, что создадим смешанную комиссию, которая должна будет посмотреть, как можно было бы использовать последние договоренности в области сотрудничества между Россией и Казахстаном, Белоруссией в рамках Таможенного союза, единого экономического пространства применительно к Армении со всей спецификой. Я имею в виду, что у нас все-таки нет общих границ, но можно было бы подумать об использовании каких-то инструментов, которые уже согласованы между тремя государствами". Казалось бы, куда еще более открыто говорить о будущности армяно-российских отношений? Но опять-таки, находятся те, кто заявляет, что подобное решение стало полной неожиданностью. Это нечестно и совершенно неоправданно.

ИА REGNUM: Планы-то расстроились, приходится как-то выкручиваться...

Так почему же расстроились эти планы?! Не секрет, что основная идея "Восточного партнерства" - какими бы благими намерениями и интерпретациями она не сопровождалась - преследует вполне определенную цель, которая объяснима с позиции национальных интересов Евросоюза. Речь идет о создании нового рынка, куда хлынут товары, производимые в ЕС - рынка, который вберет в себя Украину, Молдавию, Белоруссию, Армению, Азербайджан и Грузию, то есть страны, участвующие в программе "Восточного партнерства". Со стороны европейцев такая заинтересованность оправданна по той простой причине, что после тяжелейшего мирового финансово-экономического кризиса платежеспособный спрос населения Западной Европы заметно снизился, что, в свою очередь, привело к рецессии и, соответственно, к повышению уровня безработицы с соответствующими негативными социальными последствиями. Основные европейские товаропроизводители, конечно же (Германия, Франция, Великобритания, отчасти Италия и другие), заинтересованы в получении новых рынков для сбыта своей продукции, чтобы обеспечить полную загруженность производств.

Естественно, программа "Восточного партнерства" сопровождалась идеей заключения Ассоциативного соглашения, в данном случае между Арменией и Евросоюзом, которое, в свою очередь, имело две неотделимые слагаемые - политическую и экономическую. Политическая слагаемая предполагает преобразования в области углубления демократии, совершенствования избирательной системы, соблюдения прав человека, модернизации юриспруденции и другие институциональные реформы. Экономическая составляющая получила свое отражение в соглашении "О создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли". Все, что касается первой слагаемой, то есть предлагаемых институциональных реформ, бесспорно - они очень востребованы и нужны Армении. Мы не можем отрицать того, что, несмотря на некоторые издержки, положительные сдвиги в этой области в странах Восточной Европы, недавно ставших членами ЕС, вполне ощутимы: там и с демократией дела обстоят лучше, и права человека соблюдаются на порядок выше, и юриспруденция вызывает меньше споров и нареканий.

Неслучайно и то, что, касаясь этих вопросов, в ходе все той же вышеупомянутой совместной пресс-конференции лидеров России и Армении от 3-го сентября т.г., президент Серж Саргсян особо отметил, что Армения за последние 3-3,5 года ушла далеко вперед, подразумевая именно эту сторону вопроса. Он, в частности, выразил уверенность, что нынешнюю Армению трудно сравнивать с той Арменией, которую мы наблюдали несколько лет назад. Неслучайно также то, что буквально на следующий день после совместного заявления президентов Армении и России руководитель аппарата президента Армении Виген Саргсян в своем интервью армянскому подразделению радио "Свобода" воспроизвел ту же мысль. Он сказал, что мы являемся сторонниками и приверженцами дальнейшего углубления отношений с Евросоюзом в рамках Ассоциативного соглашения, имея в виду политическую составляющую вопроса. После этого интервью, во избежание разночтений, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян уже в Брюсселе выступил с заявлением о готовности Армении и впредь сотрудничать с Евросоюзом, углублять всемерные с ним связи при условии, что это не будет противоречить стратегическому партнерству Армении с Россией и обязательствам, которые будут взяты Арменией в рамках Таможенного союза.

ИА REGNUM: Существует мнение, что весь смысл политического аспекта "Восточного партнерства" нацелен на следующее: вырвать шесть вышеуказанных стран с российской орбиты, и для этого используются так называемые институциональные реформы. Как я понимаю, вы не разделяете это мнение в полной мере?

Если под российской орбитой понимается глубокое и разностороннее сотрудничество в рамках СНГ, то разделяю. Если вы внимательно проанализируете все сказанное мной по части экономического партнерства, то неизбежно придете к такому выводу: конечная цель - да, оторвать эти страны, и в первую очередь Украину и Армению, от России. Сделать это с Белоруссией будет ой как сложно в силу особых, можно сказать, корнями слившихся отношений между этими странами. Конечная цель, повторюсь, сводится, безусловно, к тому, чтобы отсечь вышеназванные страны-участники "Восточного партнерства" от России. Украина, Молдавия и Армения - первые в списке. И такой подход наших европейских партнеров с точки зрения их национальных интересов вполне объясним.

ИА REGNUM: О каких силах, оказавшихся "под снегом", идет речь?

В частности, это партия "Наследие", которая и не скрывает, откровенно говорит о своем резко критическом отношении к перспективе вступления Армении в Таможенный союз. Более того, эта сила старается очень изощренными, порой иезуитскими методами вбить клин в руководящий состав правящей Республиканской партии Армении (РПА), утверждая, что даже в день совместного заявления президентов Армении и России отдельные лидеры РПА говорили о противоположных словам своего лидера вещах. Им почему-то кажется, что в интервью тем или иным СМИ политическое руководство РПА руководствуется или будет руководствоваться принципами политической исповеди, то есть излагать прямой описательный текст, иллюстрирующий действительность вместо того, чтобы зондировать политическую почву на случай того или иного развития событий, при принятии того или иного судьбоносного решения. Для любого сведущего политика, который регулярно хотя бы знакомится с выступлениями лидеров Армении и России, заявление Сержа Саргсяна о намерении Армении вступить в Таможенный союз не было неожиданностью, снегом на голову. Повторю, еще год назад, в августе 2012-го об этом напрямую было сказано. Более того, сейчас в прессу просочилась информация о том, что уже около года определенные экономические структуры в правительствах обоих государств прорабатывают этот вопрос. Что касается Ассоциативного соглашения Армения-ЕС, то здесь армянская сторона до последнего заявляла и сейчас говорит о своей готовности подписать этот документ в рамках его политической компоненты. Это говорит о последовательности политики руководства Армении, убедительно показывает, что Армения абсолютно не идет вразрез с заявлениями высшего руководства страны, сделанными ранее. Не существует ни одного выступления, где президент Саргсян поставил бы вопрос ребром по схеме "или-или". Наоборот, он всегда пускал в ход формулу "и-и", не отступился от нее и сейчас: и Ассоциативное соглашение в плане политических преобразований, и вступление в Таможенный союз.

ИА REGNUM: Какие еще силы кроме партии "Наследие" ведут себя подобным или аналогичным образом?

В мои политические интересы не входит выявление тех или иных сил, ведущих себя подобным или аналогичным образом. Дело в том, что результаты недавнего исследования Евразийского банка развития (ЕАБР) на постсоветском пространстве выдали вполне однозначные данные по Армении: противников вступления в Таможенный союз в стране насчитывается чуть более 5%. При таком раскладе для политика, на мой взгляд, гораздо целесообразнее заниматься 67% населения страны, которые поддерживают вступление в Таможенный союз и с пониманием относятся к политическому решению руководства Армении. Тем более, если грамотно строить свою политику, то и для противников ТС многие вопросы будут высвечиваться в ином свете, чем сейчас. Возможно, они поменяют свое мнение.

При этом на уровне наблюдений со стороны можно сказать, что в Армении есть целый сонм СМИ, общественных организаций и пр., которые на протяжении последних двух лет словно выполняли конкретную задачу - поливали грязью буквально все, что связано с Россией, охаивали чуть ли не каждый атом армяно-российских стратегических отношений, каждую молекулу. Параллельно эти субъекты занимались повальным восхвалением европейских ценностей, которые, конечно же, имеют место быть и которые следует перенимать... Но, естественно, это не касается разного рода специфических явлений. Например, перенимать практику восторженных речитативов и хвалебных эпитетов в адрес так называемого ЛГБТ-сообщества, не надо.

ИА REGNUM: Фактически в Армении сегодня имеется партия, а также сноп разнородных общественных и не очень организаций, которые усиленно лоббируют точку зрения незначительной части населения страны.

Мне кажется, что суть не в выпячивании роли этой партии и ряда общественных организаций, а в разъяснении опасности, которая таит в себе подобная политика. Приведу яркий пример: вот уже несколько дней все армянское интернет-сообщество буквально пестрит сообщениями о якобы имевшем место невежественном отношении российских пограничников к депутату парламента Армении, члену "Наследия" Заруи Постанджян. Отмечу, что информация подается однобоко, инцидент представляется как грубое, одностороннее нарушение прав парламентария. Судить о нем можно будет лишь тогда, когда подаст голос вторая сторона инцидента, когда можно будет разобрать, что, после чего и по каким причинам произошло. Однако этот инцидент во времени поразительно совпал с рядом других событий, собрав воедино которые вырисовывается интересный мозаичный рисунок. Так, утром 26 сентября было заявлено, что в повестку заседания постоянной комиссии по внешним сношениям парламента Армении будет внесен законопроект о признании независимости Нагорно-Карабахской Республики. Инициатива исходит... от Заруи Постанджян. После полудня было получено письменное обращение автора законопроекта с просьбой отложить рассмотрение этого вопроса. Если сопоставить во временном интервале эти события, уже видна закономерность, смотрите какая: сначала инцидент с пограничниками, потом инициатива о признании независимости Карабаха, которая, по идее, должна быть рассмотрена в Комиссии, а затем на пленарном заседании парламента. Эти два события в конечном итоге имеют антироссийскую направленность, а именно: сводят на нет совместное заявление президентов Армении и России от 3-го сентября 2013 года, в котором оговорены подходы по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта.

И все это делается в условиях, когда впервые за 20 лет функционирования Минской группы ОБСЕ президент США Барак Обама, направляя нового американского сопредседателя МГ Джеймса Уорлика, передает с ним послание президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. Документ был вручен Алиеву 9 сентября, и в нем было однозначно сказано: "Хотел бы довести до Вас, что я полностью поддерживаю посла Джеймса Уорлика, назначенного новым сопредседателем Минской группы ОБСЕ от США по случаю его первого официального визита в Баку. Его недавнее назначение является сильным показателем решительной и однозначной приверженности США делу содействия достижению сторонами мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта". То есть в случае принятия предложенного законопроекта мы, по сути, полностью проигнорируем послание президента США. Это еще один фактор, характеризующий опасный характер деятельности этой партии. Более того, законодательная инициатива депутата от партии "Наследие" нацелена на дискредитацию Минской группы ОБСЕ. И это происходит спустя 3 месяца после пресловутой инициативы парламентариев Турции и Азербайджана на недавней сессии ПА ОБСЕ. Так, с 29 июня по 3 июля в Стамбуле проходила очередная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, где азербайджанская и турецкая делегации, а вместе с ними и бывший в то время президентом ПА ОБСЕ Вольфганг Гроссрук представили проект резолюции, оценивающей работу МГ ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта неэффективной. Более того, в резолюции содержалось предложение созвать Минскую группу ОБСЕ в полном составе. Туда, как мы знаем, входит 14 стран, в том числе Турция.

Одним словом, налицо логическая цепочка, обнажающая потуги турецкой и азербайджанской сторон любой ценой дискредитировать работу МГ ОБСЕ. Эти попытки получили свое ярчайшее подтверждение в середине августа текущего года, когда президент Турции Абдулла Гюль, выступая на Саммите сотрудничества тюркоязычных государств в Габале (Азербайджан - ред.), назвал нагорно-карабахский конфликт "одной из важнейших проблем, стоящих в повестке дня тюркоязычного мира". За день до этого на заседании Совета министра иностранных дел, Совета сотрудничества тюркоязычных государств на ту же тему выступал министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, который заявил, что Анкара готова сделать все возможное и от нее зависящее для того, чтобы остановить оккупацию азербайджанских земель Арменией. Более того со слов турецкого министра "освобождение Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий Азербайджана продолжает оставаться основным направлением внешней политики Турции". Здесь уже не только дискредитация деятельности МГ ОБСЕ со стороны члена НАТО, а нечто большее. Ведь по существу делается заявление, которое дезавуирует, напрочь сводит на нет пять совместных заявлений президентов США, России и Франции в л'Аквиле, Довилле, Мускоке, Лос-Кабосе и Лох-Эрне, в которых говорилось о необходимости поиска решений, основанных на одновременном применении всех трех известных принципов международного права, содержащихся в Хельсинкском (1975 г.) Заключительном акте.

И когда в этих условиях представитель партии "Наследие" вносит в повестку вопрос о признании Арменией независимости Нагорно-Карабахской Республики, становится ясным следующее: нас хотят вовлечь в фарватер давно вынашиваемых политических изысканий азербайджано-турецких геополитических стратегов, которые хотят, как я уже сказал, дискредитировать деятельность МГ ОБСЕ. Ведь сегодня признание независимости НКР равносильно обнулению деятельности стран-сопредседателей МГ ОБСЕ за последние 20 лет. Это даст формальный повод Азербайджану, а также Турции заявить, мол, "вот, мы же говорили, что эта структура неэффективна и бездействует, а теперь армяне ее полностью игнорируют, в одностороннем порядке признали...". Примечательно, что все это делается именно сейчас, после заявления официального Еревана о готовности и желании вступить в ТС, когда обеспечение национальной безопасности Армении со стороны Организации Договора коллективной безопасности и, в первую очередь, России поднимается на качественно новый уровень. Переплетения таких случайностей в политике не бывает.

ИА REGNUM: Вы обрисовали проблему. Обрисуйте, пожалуйста, ее решение.

В этих условиях нам следует терпеливо, методично распылять далеко идущие происки наших недоброжелателей, которые, увы, имеют свою точку опоры, в том числе в Армении. Эта точка опоры щедро финансируется извне. Здесь я не имею в виду конкретно партию "Наследие", речь о порядка 350 неправительственных организациях, в деятельность которых за последние год-два было вложено около полусотни миллионов долларов. Налицо широкая сеть организаций, часто условно определяемых как "общественные", на поверку оказывающихся грантоедами с четко сформулированными разнородными задачами, суть которых сводится к следующему: любой ценой подорвать основы армяно-российского стратегического партнерства и системно воздействовать на сознание граждан Армении. Они хотят убедить людей, что с вступлением в Таможенный союз Армению ждут "темные века" местного пошиба, которые отбросят страну от тех самых европейских ценностей, которые не сходят с уст известных лиц и с полос известных газет в течение последних двух десятков лет.

Одним словом, ведется системная работа, направленная на подрыв национальных интересов Армении, и этой работе противопоставляется не так много - отдельные выступления отдельных здравомыслящих политиков в отдельно взятые временные отрезки. Но известно, что системе нужно противопоставлять систему, иначе все твои потуги по противодействию антироссийской истерии обречены на провал. Восполнить этот пробел должна была общественная организация "Северная перспектива". Но, увы, нашлись "доброжелатели" как в Москве, так и в Ереване. К счастью, их модератор (имеется в виду бывший замначальника управления Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владислав Гасумянов) своевременно был выкинут из Администрации президента Российской Федерации, однако, уж слишком задерживается "перезапуск" "Северной перспективы", которая сейчас как никогда востребована. В этих условиях сторонники вступления Армении в Таможенный союз сотрудничают с подразделением "Россотрудничества" в Армении, которая, можно отметить с удовлетворением, работает весьма профессионально.

ИА REGNUM: Мы с вами говорим о некой системе, которая основана на позиции незначительной части населения страны. Что мешает относиться к ним как к маргиналам и просто не обращать внимания?

Эти структуры нельзя профанировать, они далеко не маргиналы. В сознании наших граждан есть укоренившиеся, незыблемые, передававшиеся из поколения в поколение идеи цивилизационной близости армян и русских. Но, к сожалению, если в социально-экономической жизни армянского общества не будет ощутимых перемен к лучшему, эти 5% противников вступления Армении в ТС могут завтра превратиться в 10%, 15%, 25%. Идеологией "кормить" народ... можно, но лишь в экстремальных условиях, когда возникает угроза национальной безопасности. Когда эта угроза отодвигается на сравнительно дальние рубежи (а с вступлением в ТС и развитием отношений между государствами-участниками ОДКБ эта угроза отходит на второй план), в авангард выдвигаются насущные вопросы, связанные с бытом, социальным положением граждан. Здесь нужно сделать решительный рывок, что, конечно, весьма трудно. Нужно досконально объяснить населению, какие преимущества сулит Таможенный союз, как будут улучшаться социально-экономические, бытовые условия граждан Армении, о каких сроках реализации положительных сдвигов в жизни граждан идет речь, какие усилия нужно приложить для достижения этих результатов и какова требуемая доля участия самих граждан Армении. Сколько новых рабочих мест, каков потенциал роста экспорта, в какие сроки можно рассматривать максимальное кооперирование производственных мощностей стран-членов ТС, какие новые производства могут появиться и так далее. Мы сделали первый шаг, за которым должны последовать конкретные действия, а не словесные декларации о необходимости законодательных изменений, которые востребованы Таможенным кодексом Таможенного союза. Это все, конечно, хорошо, но нужна конкретика в предпринимаемых действиях, положительные последствия которых будут ощутимы в масштабе каждой отдельно взятой армянской семьи. Однако если все политические подвижки, которые, к слову, налицо, будут все время опережать конкретные социально-экономические сдвиги, тогда противники вступления Армении в ТС получат мощное идеологическое оружие, в основе которого "несбывшиеся надежды". Против такого оружия мало что выстоит.

Задача первостепенной важности - не выпячивать необходимые законодательные изменения, преследующие цель гармонизации, универсализации законодательства Армении, и различные подзаконные акты, кодексы и пр. Следует предметно, на уровне отраслей экономики, в масштабах регионов, городов и даже отдельных сел продемонстрировать все те преимущества, которые получат люди с вступлением Армении в ТС. Кроме того, нужно уже сегодня по факту подключать хозяйствующие субъекты к интеграционным процессам. Например, берется фермерское хозяйство X в населенном пункте Y, перед ним ставится задача: поставить определенное количество сельхозпродукции в заранее оговоренные сроки на рынок ТС, после чего вопросы организационного характера регулируются с соответствующими исполнительными структурами Таможенного союза. Население должно реально почувствовать, что создается единое экономическое пространство, что есть конкретные перспективы, которые не просто красиво расписаны, а которые нужно предметно реализовывать на практике.

ИА REGNUM: Такой вопрос... Директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин 25 сентября заявил, что Таможенный союз не предполагает таможенной границы с Карабахом. Фактически это значит, что Нагорный Карабах в итоге окажется внутри Таможенного союза, и ряд экспертов придерживаются мнения, что это начало фактического признания НКР. С другой стороны, по вашим словам, сегодня упомянутая партия "Наследие" пытается всячески этому помешать. Есть мнение, с чем это может быть связано?

В двух словах, скажу следующее: все, что касается интеграции Нагорно-Карабахской Республики в таможенное пространство России, Белоруссии, Казахстана и Армении, на мой взгляд, не следует выводить на широкое обсуждение. ТС задекларирован как экономический союз. Все, что касается проблемы Нагорного Карабаха, его возможного вступления в ту или иную международную организацию - это из области политики. Не думаю, что сегодня следует затрагивать этот аспект, поскольку его доскональное разжевывание не исходит из интересов ни Армении, ни Нагорно-Карабахской Республики, ни Таможенного союза.

ИА REGNUM: Коснемся критики Таможенного союза, которой все же немало. В случае с Арменией, например, используется аргумент об отсутствии общей границы, Кроме того, упомянутая вами формула "и-и" - чисто армянское ноу-хау, внешние партнеры на разных уровнях отрицали жизнеспособность этой схемы. В связи с этим сегодня повсеместно бытует мнение, что вступление Армении в Таможенный союз - выбор одного и отказ от другого. Косвенно это подтвердил и еврокомиссар Фюле, заявив, что в ноябре никаких документов между Арменией и ЕС в Вильнюсе на саммите "Восточного партнерства" подписано не будет.

Президент Армении Серж Саргсян всегда говорил "и-и", а не "или-или". Дальнейшее развитие событий вскрыло один очень интересный нюанс, а именно: когда наши уважаемые европейские партнеры говорят о неразделимости политической части Ассоциативного соглашения от экономической и ставят вопрос ребром - "Ереван должен выбирать", тем самым они практически полностью сводят на нет ту критику, которую сами же озвучивают в адрес России. В Москве говорят, что если положения Таможенного союза не входят в противоречие с требованиями Соглашения о создании Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA, часть Ассоциативного соглашения - ред.), то они не против. Получается, что ЕС критикует Россию за ее условия, но сам в то же время выступает с не менее жесткими требованиями, ставит ограничения. На самом деле позиция Сержа Саргсяна очень выигрышна в том плане, что перекликается с недавним заявлением главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу о возможности создания свободной экономической зоны, единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, где будет обеспечено свободное передвижение товаров, услуг и людей. Не будем также забывать, что все персонажи данной пьесы - Армения, Россия, страны ЕС - играют на сцене одного и того же театра - Всемирной торговой организации (ВТО), подчиняются его правилам. Одним словом, позиция президента Армении "и-и" дальновидна и не является тупиковой. На то и существуют мировая дипломатия, соответствующие структуры, практика диалога, чтобы находить решения задач, которые, на первый взгляд, выливаются в процесс с нулевой суммой.

ИА REGNUM: Каким вы видите будущее отношений Ереван-Брюссель в краткосрочной перспективе?

Анализируя нелицеприятные, зачастую достаточно жесткие оценки некоторых наших европейских партнеров, касающиеся решения политического руководства Армении о вступлении в Таможенный союз, можно заметить интересную тенденцию. Например, еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле в одном из своих недавних интервью сказал о некоем "недостатке доверия" к Армении. Мысль сводилась к тому, что сейчас уровень доверия к Армении недостаточно высок, и вот когда он поднимется, можно будет говорить о перспективах и возможностях дальнейшего развития отношений. Возникает вопрос: а почему до сих пор мы не слышали ни одной принципиальной, жесткой оценки Евросоюза в адрес той же Турции, скажем, которая более 20 лет блокирует Армению? Почему мы не слышали ни одного нарекания от Евросоюза и дружественной нам Франции по поводу воинственных заявлений турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, от их президента Гюля или главы МИД Давутоглу, когда они в своих публичных заявлениях подчеркивали возможность военного решения нагорно-карабахского конфликта? Неужели нашим европейским партнерам и друзьям кажется, что это прибавило им доверия в глазах населения Армении? Почему не было реакции на честное и откровенное заявление президента Армении, сделанное им на саммите "Восточного партнерства" и Европейской народной партии (ЕНД) и гласящее, что Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли после заключения не может полноценно действовать, если граница между Арменией и Турцией останется закрытой? Неужели кто-то считает, что индифферентность ЕС ко всему вышесказанному прибавляет к ним доверия? Но лидер Армении никогда не говорил, что между Арменией и Евросоюзом существует "дефицит доверия". Реальная политика диктует совершенно другие каноны, которые, если воспринимаются армянской стороной, тем более должны восприниматься нашими европейскими партнерами. Понятие "доверие" подразумевает встречные действия, которые упрочняют отношения между партнерами. В этих вопросах со стороны наших европейских партнеров мы этого не видели - вот такая тенденция.

ИА REGNUM: Мы можем сказать, что на протяжении последних 20 лет Евросоюз проводит в отношении Армении яркую, сочную, захватывающую политику двойных стандартов в самых откровенных ее проявлениях?

Любой ответ политика должен не выпячивать его осведомленность и истинное знание сути ответов на те или иные вопросы, а быть нацелен на максимальные дивиденды для своей страны. Не думаю, что ответ на ваш вопрос будет полезен для развития армяно-европейской дружбы.

ИА REGNUM: Вопрос на два слова: как, на ваш взгляд, будет смотреться Армения в роли члена Таможенного союза в целом?

Армения в своей внешней и внутренней политике не должна ставить во главу угла вопрос о том, как все это будет смотреться со стороны. Государство в первую очередь должно руководствоваться идеями процветания самого себя. Естественно, это должно происходить в условиях обеспеченной безопасности. После заявления президента Армении о желании нашей страны вступить в Таможенный союз, после недавнего саммита лидеров стран-членов ОДКБ наша безопасность поднята на качественно новый уровень. Это значит, что сегодня появились отличные предпосылки для начала полномасштабной работы по развитию экономики Армении. В частности, для привлечения инвестиций, в первую очередь из стран-членов ТС, реализации экономических проектов - таких, как, например, перезапуск завода "Наирит", строительство железной дороги до границы с Ираном, завершение амбициозного проекта автомагистрали "Север-Юг", пролонгация эксплуатации Армянской АЭС, параллельные работы по созданию условий для строительства нового энергоблока и так далее, их очень много.

Политическое решение принято, стимулы очевидны, дело за правительством - исполнительной властью. Сумеют поставить на практические рельсы реализацию всего комплекса проектов - это станет триумфом внешней политики Армении. Но если все это не подкреплять реальными действиями в сфере экономики, страна в очередной раз окажется в очень и очень уязвимом положении.

Беседовал Эмиль Бабаян