8 сентября, в единый день голосования, в Магаданской области состоятся выборы губернатора. Кандидатами здесь зарегистрированы лишь представители "думской четверки": Сергей Иваницкий (КПРФ); Владимир Печеный (ЕР); Сергей Плотников (ЛДПР) и Эдуард Шуберт (СР). Своего активиста было выдвинули "Патриоты России", но тот даже не приступал к сбору подписей, говорится в обнародованном накануне докладе Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) "Выборы глав регионов и региональных административных центров в 2013 году: сценарии кампаний и прогнозы".

Область переживает обновление власти. Когда в феврале истек срок полномочий Николая Дудова, руководившего с 2003 года, президент Владимир Путин назначил врио губернатора мэра Магадана Владимира Печеного.

Колыма - очень "компактный" регион. Там проживает всего 152 тыс. человек, из них 95 тыс. в Магадане. Соответственно, элита там тоже очень "компактная". Потенциальных претендентов, способных более-менее всерьез претендовать на победу, можно пересчитать по пальцам одной руки. И все они давние союзники и товарищи Печеного и/или "единороссы". Это не говоря о том, что в 2008 году он переизбрался мэром с результатом 85,9%. Два этих фактора предопределили "референдумный" сценарий, отмечается в докладе.

Некоторую интригу (не более) могло бы внести выдвижение кандидата, пользующегося поддержкой какой-то из федеральных корпораций, присутствующих в области. В частности, "Полиметалла" или Polyus Gold International. Однако они предпочли полностью дистанцироваться от выборов. Второе место, по всей видимости, займет коммунист Сергей Иваницкий. Хотя нельзя исключать и того, что оно достанется "жириновцу" Сергею Плотникову.

Специалисты ФоРГО отмечают, что в единый день голосования в семи регионах выборы проходят по "референдумным" сценариям. Победитель "референдумных" выборов известен изначально. Его превосходство над остальными кандидатами очевидно. Избиратель на таких выборах голосует в первую очередь за или против "готового победителя". "Референдумный" сценарий может быть следствием фактической безальтернативности. Но, как в отечественной, так и в зарубежной политической истории, было немало прецедентов, когда выборы переформатировались из конкурентных в "референдумные" в результате публичных или непубличных договоренностей и/или выбытия сильных кандидатов из-за каких-то неприемлемых (с точки зрения закона, общественной морали и пр.) нарушений. Впрочем, возможны и такие варианты, при которых выбывает "готовый победитель". Или его позиции в ходе кампании слабеют настолько, что победа становится неочевидной либо вовсе невозможной. Тогда, разумеется, мы имеем дело с переформатированием "референдумных" выборов в конкурентные.