Москва, 25 сентября, 2013, 16:12 — ИА Регнум. Вступление Армении в Таможенный Союз и Евразийское экономическое пространство может дать существенный толчок ее экономике, снизить цену на поставляемый в страну российский газ, алмазы и прочие товары за счет обнуления экспортных пошлин. Такое мнение во время телемоста Ереван-Москва 25 сентября выразили армянские и российские эксперты, передает корреспондент ИА REGNUM.
В рамках присоединения Армении к Таможенному союзу рассматриваются три основные задачи - свободное передвижение людей, товаров и услуг, а также проблема трудовой миграции, заявил Виктор Спасский, директор департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии. На его взгляд, процесс вступления Армении в ТС и впоследствии в Евразийский экономический союз подкрепляется "убедительными" экономическими показателями. "Товарооборот между Арменией и Россией за прошедший год вырос на 20%, почти 45% прямых инвестиций в экономику Армении приходятся на Россию. Наконец, объем годовых трансфертов из России в Армению составляет почти $1,45 млрд. Примерно столько же люди привозят в страну в карманах (по экспертным данным, численность армянской диаспоры в России составляет около 2,5 млн человек - ред.)", - подчеркнул Спасский.
Экономика Армении, как считает большинство экспертов, нуждается в емких проектах, поскольку в стране ощущается "инвестиционный голод". Согласно официальным данным, только в первом квартале текущего года объём совокупных инвестиций в экономику сократился на 12% ($131 млн). Эксперты надеются, что армянскую экономику из нынешней ситуации могут вывести новые российские инвестиции и снижение стоимости газа на 30% (газ будет стоить $189 за 1000 кубов в место нынешних $270) в результате снятия экспортной пошлины. Экономический эффект от вступления Армении в Таможенный союз в годовом разрезе составит около 5%, заявил Евгений Винокуров, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития. "Кроме снижения стоимости газа на 30% другим важным обстоятельством является снятие экспортной пошлины (около 6,5%) на алмазы. В сфере трудовой миграции произойдёт существенное сокращение процедур, поскольку на трудовых мигрантов из стран Таможенного союза распространится российский национальный законодательный режим. Весь этот процесс должен быть выгодным для обеих сторон, так как это не игра с нулевой суммой", - подчеркнул Винокуров.
Как он заметил, в сфере транспортных коммуникаций прилагаются усилия по открытию грузинского коридора (грузино-абхазский участок железной дороги, соединяющей Армению с Россией - ред.). "Благоприятным моментом здесь является также то, что согласно нашим исследованиям, порядка 59% граждан Грузии доброжелательно относятся к России и Таможенному союзу в целом", - подчеркнул гость конференции.
Развитие экономики Армении, как считает директор Института ЕврАзЭс Владимир Лепехин, важно также с точки зрения неурегулированного нагорно-карабахского конфликта и динамичных темпов развития азербайджанской экономики. "С учетом региональной специфики, медленные темпы развития армянской экономики на фоне положительной динамики экономики Азербайджана могут привести к дестабилизации региона. Именно поэтому страна как можно скорее должна выйти на 7% годовой уровень роста ВВП", - подчеркнул эксперт, добавив, что Ереван может достичь этой цели при привлечении инвестиций и умелом использовании преференций в рамках ТС.
Другим источником дохода для госбюджета Армении заведующий кафедрой математического моделирования Государственного экономического университета Армении Ашот Тавадян назвал обещание российский стороны выделить порядка $500 млн на модернизацию армянских железных дорог (которыми управляет ЮКЖД - ред.). "Снижение стоимости газа, алмазов и модернизация железных дорог покроют все минусы от отсутствия общей границы между Арменией и Таможенным союзом", - подчеркнул он, добавив, что Россия также является поставщиком ресурсов для Армении. "Мы должны развивать наше производство за счет ресурсов из России, чтобы исправить находящийся в ужасающем состоянии торговый баланс", - резюмировал экономист.
Директор общественной организации "Интеграция и развитие" Арам Сафарян и замдиректора научно-образовательного фонда "Нораванк" Севак Саруханян подняли вопрос необходимости установления железнодорожной связи между Россией и Ираном по территории Армении. "Перезапуск абхазского участка железной дороги и строительство железнодорожной ветки в Иран качественно изменят антураж вступления Армении в Таможенный союз. Конечно, армяно-иранская железная дорога может достаточно медленно покрывать осуществлённые расходы, однако не надо забывать, что это очень важный политический вопрос", - подчеркнул Арам Сафарян.
Перезапуск абхазского участка железной дороги и строительство железнодорожной ветки Армения-Иран, как считает Севак Саруханян, закроют вопрос территориальной отделённости Армении от Таможенного союза, и позволят ТС выйти на Персидский залив и южную Азию. "Армения может превратиться в южные ворота Таможенного союза. В случае же задействования абхазского участка железной дороги и присвоение Армении статуса наблюдателя в ШОС, это позволит достаточно тесно кооперировать также с Китаем и обеспечить ему выход на Черноморский бассейн". "В целом в настоящее время Армения нуждается в инвестициях в реальный сектор экономики, чтобы ослабить темпы миграции и не допустить депопуляцию", - заключил он.