Армения приступила к выпуску евробондов. Объем выпуска составил $700 млн со сроком погашения в 7 лет и доходностью в 6% в год. Рейтинг Армении от Moody's определен, как "Ba2 стабильный", а от Fitch - "BB- стабильный". Пока неизвестно наверняка, куда будут направлены полученные от новых долговых облигаций средства. Аналитикам приходится лишь делиться предположениями о возможных направлениях использования средств. Наш собеседник приводит множество причин необходимости выпуска евробондов для Армении в настоящий момент и отмечает несколько сфер, куда могут быть направлены долговые средства. Анализируя глобальные экономические тенденции, он также приходит к выводу, что задержка могла бы привести к закрытию "окна возможности" выпуска с более низкой процентной ставкой. "Возможность выпуска евробондов с более низкой процентной ставкой в скором времени могла бы быть исчерпана для Армении", - заявил в интервью ИА REGNUM глава исследовательского центра "Экономика и ценности", директор ЗАО "И-Ви Консалтинг" Манук Ергнян.

ИА REGNUM: Г-н Ергнян, Армения впервые выпустила новые долговые облигации - евробонды. Этот шаг существенно расширит размеры внешнего долга страны, который на сегодняшний день составляет почти 40% от ВВП. С учетом сказанного, по вашему мнению, чем обусловлено решение по выпуску евробондов?

Выход на рынок суверенного долга - серьезная заявка для любого государства и важный сигнал для игроков международного финансового рынка. Насколько я знаю, идея выпуска евробондов фигурировала еще до глобального финансово-экономического кризиса. Соседняя Грузия пошла на такой шаг еще в 2008 году. Выбор временного периода для выпуска долговых облигаций обусловлен несколькими факторами: улучшение некоторых макроэкономических (в частности в фискальной сфере) пропорций, нужда в новых ресурсах для обслуживания некой части внешнего долга и прогнозируемый рост процентных ставок на международном рынке. Последний, в частности, связан с приостановкой нестандартной политики количественного смягчения (quantitative easing) Федеральной резервной системы США, в рамках которого ежемесячно осуществлялось вливание на сумму 85 млрд долларов в финансовый рынок путем покупки ценных бумаг. К тому же, в результате этой политики в определенном плане выросли инфляционные риски, а как следствие, вероятность повышения номинальных процентных ставок. Следовательно, возможность выпуска евробондов с более низкой процентной ставкой могла быть упущена для Армении.

ИА REGNUM: С учетом тенденций по сокращению инвестиций в стране, как повлияют на инвестиционную среду и экономику в целом полученные от евробондов средства?

Одна из главных функций евробондов - служить бенчмарком (ориентир) для долговых инструментов в иностранной валюте. Это дает возможность для осуществления адекватного ценообразования и формирования эффективной кривой доходности. В частности это может стать важным фактором как на внутреннем рынке для развития инвалютного рынка корпоративного долга (с учетом также решения Центробанка позволить выпуск инвалютных корпоративных долговых облигаций на внутреннем рынке), так и на внешнем рынке. С другой стороны стимулирование инвестиционной активности является системной задачей, и лишь наличие указанных факторов недостаточно для осуществления серьезных перемен.

ИА REGNUM: В свое время премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что образованные от евробондов средства будут направлены на погашение российского стабилизационного кредита на сумму $500 млн. Насколько, по вашему мнению, правильно направить эти средства на погашение кредита? Как вы думаете, в какие сферы экономики больше всего нуждаются в этих средствах?

Вообще выпуск евробондов осуществляется в рамках всеобщего подхода по управлению госдолгом. Предположительно, образованные от евробондов средства пойдут на покрытие российского кредита согласно его графику погашения. Естественно, очень часто подобные существенные увеличения государственного долга подразумевают рефинансирование текущего долга. Такую стратегию осуществила Грузия в 2013 году, когда рефинансировала первый выпуск средствами от новых евробондов. В нашем случае есть существенная специфика, заключающаяся в том, что мы рефинансируем более дешёвый ресурс, который, однако, сопровождается гораздо большими условиями и не наделен дополнительными способностями положительно влиять на развитие финансового рынка.

Думаю, дополнительные ресурсы должны быть направлены в первую очередь на устранение ключевых препятствий экономического роста. Хочу выделить две сферы требующие приоретизации в плане масштабных инвестиций: повышение качества человеческого капитала и стимулирование промышленного экспорта. Человеческий капитал должен стать сферой масштабных инвестиций, если действительно ставится цель обеспечить устойчивый экономический рост и повысить конкурентоспособность страны. От общего и высшего образования до программ переподготовки и повышения квалификации должны рассматриваться как легитимные сферы масштабных инвестиций.

В плане развития экспорта необходимо осуществлять существенные инвестиции в направлении модернизации инфраструктур, стимулирования инноваций, привлечения новейших технологий, а также устранения других препятствий роста. В следующем докладе национальной конкурентоспособности наша компания подробно представит анализ препятствующих экономическому росту факторов и альтернативы стратегий их преодоления.

Подготовил Аршалуйс Мгдесян