На карте Финского залива станет ещё одной братской могилой больше
Москва, 23 сентября, 2013, 12:17 — ИА Регнум. Председатель координационного совета общественно-патриотической экспедиции "Поклон кораблям
"Международное сотрудничество с дайверами других государств позволило уточнить информацию о погибших кораблях, - отметил в своём письме в Министерство обороны РФ Ковалёв. - Также мы получаем ранее неизвестные сведения о пропавших кораблях в целях увековечения памяти погибших членов экипажей". В данном случае началом совместной деятельности международной экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" стало письмо дайвера
Описывая состояние нынешней находки советской подводной лодки Щ-311 "Кумжа" дайвер Михаил Иванов рассказал корреспонденту ИА REGNUM, что "лодка лежит на глубине 65 метров, носовая часть ориентирована примерно на запад. Точка гибели соответствует немецкой минной линии "Насхорн 11". Подлодка лежит на ровном киле, с небольшим креном на левый борт. Вертикальный руль в положении "ноль", горизонтальные рули в положении "ноль". Заслонки ниш кормовых торпедных аппаратов отсутствуют, люки аппаратов закрыты".
Уточняя причины гибели лодки, Иванов рассказал: "Вероятнее всего, лодка зацепила минреп [трос - прим. ИА REGNUM] немецкой мины УМБ носовыми рулями, подтянула к себе мину, которая ударилась в лёгкую надстройку. Взрыв заклинил носовые рули. Лодка всплыла для произведения осмотра и ремонта, повернулась носом к ветру (западному) и удерживала себя на месте с помощью винтов. К несчастью, взрыв и всплытие корабля были зафиксированы финской гидроакустической станцией и немедленно в район вылетел бомбардировщик с бортовым SB-10. Командовал экипажем лейтенант Палосуо. Видя приближение вражеского самолёта, подлодка Щ-311 нырнула. Лейтенант Палосуо сбросил первую глубинную бомбу (ГБ), которая была нестандартно заглублена на 15 м, и, видимо, попала прямо в мостик подлодки. В момент взрыва бомбы люк в центральный пост, скорее всего, не был закрыт. Может быть, люди ещё находились в рубке и спускались вниз. Я думаю, столь близкий взрыв вывел из строя (по крайней мере, временно) большую часть экипажа, находившегося в центральном посту и в рубке, и бороться с поступающей через сорванный люк водой оставшиеся в живых уже не смогли. Рулевые успели перевести горизонтальные рули в "ноль", но, видимо, по инерции и от поступившей воды лодка легла на грунт".
Эта подлодка Ш-311 стала 8-й по счёту идентифицированной советской лодкой времён