"Прекрасная" инициатива России по уничтожению химического оружия Сирии может столкнуться с техническими, политическими и военными препятствиями и, в конце концов, обернуться против нее самой, считает российский политолог, историк-востоковед Андрей Степанов. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM, комментируя 19 сентября заявление президента России Владимира Путина, в котором он призвал международную общественность не возлагать всю ответственность за ситуацию вокруг Сирии на Россию в связи с ее инициативой об уничтожении сирийского химоружия.

Как считает эксперт, российско-американская рамочная договоренность по уничтожению химического оружия Сирии "прекрасна" и открывает возможность начать движение в сторону мирного урегулирования сирийского конфликта, но вся трудность заключается в практическом осуществлении этого. "Как можно обеспечить посещение всех объектов, где хранится химическое оружие, а их около 50, в разгар войны? Как можно обеспечить проверку этого оружия? Как его взять под контроль? Как его вывести в какое-то место в Сирии и за границу?", - задался вопросами эксперт, констатируя, что высказывались мнения о том, что, в первую очередь, это было бы удобно сделать именно России ввиду географической близости и опыта в уничтожении химических арсеналов.

"Мировая печать подчеркивает, что только у двух стран - у России или бывшего СССР и США - были мощности по переработке и ликвидации химического оружия. Это ведь требует колоссальных затрат. Проще конечно России это сделать, чем везти через океан в США. Поэтому появились высказывания о том, что Россия даже готова послать своих специалистов по расследованию запасов химического оружия и его демонтажу. А в условиях гражданской войны необходима охрана этих людей, потому что любой, кому не нравится эта операция, может совершить любую провокацию. Появилась информация о том, что этих специалистов может сопровождать российский спецназ. Но это уже вмешательство в сирийскую гражданскую войну... Что там будет делать спецназ, если подвергнется обстрелу? Что, он будет стрелять в ответ? В кого? Это не далеко и от нового Афганистана...", - сказал эксперт.

По мнению Степанова, если направлять в Сирию специалистов, то их состав должен быть международным, а охранять их должны не российский спецназ, а силы, которых выделит Совбез в рамках мандата ООН.

"Тогда откроется совершенно другая перспектива. Это станет попыткой ввести в воюющую Сирию определенный контингент войск ООН, которые на первых порах могли бы защищать инспекторов, а на втором этапе стать миротворческими силами, то есть силами по поддержанию мира в Сирии, и участвовать в создании условий по мирному урегулированию сирийского конфликта. Вот в этом контексте я и рассматриваю заявление Путина", - подчеркнул политолог.

По мнению эксперта, при нереализации инициативы по уничтожению химоружия Сирии Россия может оказаться в некой ловушке. "Слишком восторженными были отклики на инициативу России, и это было обоснованно. Сейчас же загвоздка заключается в ее практическом выполнении. Если все эти своевременно сказанные прекрасные слова упрутся в технические препятствия, скажем, при срыве со стороны Асада сроков раскрытия своих объектов и прочего, эта инициатива будет поставлена под вопрос... А желающих сорвать это соглашение (по уничтожению химарсеналов Сирии - прим. ИА REGNUM) в Сирии и вокруг нее более чем достаточно. Так что, прекрасная инициатива может столкнуться с техническими, политическими и военными препятствиями. Невыполнимая инициатива, в конце концов, оборачивается против инициаторов", - сказал он, отметив, что это может стать "головной болью" для России.