Строительные компании в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) пока не готовы вкладываться в социальные объекты, как это принято за рубежом, их приоритет - крупные проекты. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, говорилось сегодня, 17 сентября, в ходе круглого стола о развитии ГЧП в Санкт-Петербурге.

В Санкт-Петербурге о государственно-частном партнерстве узнали раньше, чем в остальных регионах: в городе есть готовые объекты, построенные в рамках ГЧП, в 2006 году был принят соответствующий закон. На федеральном уровне проект закона "Об основах государственно-частного партнерства" только еще будет рассматриваться в ходе осенней сессии Государственной Думы РФ.

Директор по развитию "NCC Недвижимость (Россия)" Александр Свинолобов рассказал, почему институт ГЧП в России и за рубежом отличается: в зарубежных странах компании вкладывают инвестиции в рамках партнерства с государством в социально-бытовую сферу. "Там на сей счет понятные условия, понятные сроки возврата капитала, компания немного, но зарабатывает на этом. У нас другие ставки инфляции, другие ставки стоимости капитала, ГЧП строится на крупномасштабных проектах, которые несут понятную степень выгоды для каждого участника. Как у нас вкладывать в школы и детские сады деньги и возвращать их - непонятно".

Ему возразил главный специалист отдела сопровождения проектов комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Станислав Скачков. По его словам примерами ГЧП могут служить построенные в районах Новая Ижора и Славянка две школы и три детских сада. Инвестиции суммарно составили 3 млрд рублей. Объекты уже выкуплены, растягивать на 10 лет выплату власти не стали. В настоящее время заключены два соглашения на создание двух школ и четырех детских садов, а также улично-дорожной сети в Славянке. Объем общих финансовых потоков в школы составляет 4 млрд рублей, в дороги - 1,7 млрд. В настоящее время ведется разработка новых проектов в сфере образования и здравоохранения. О конкурсах будет объявлено в конце этого года или в начале следующего.

Александр Свинолобов заявил, что если выкупать сразу - это не партнерство: "Построил застройщик школу, продал за три года городу - тут партнерства нет. Застройщик на этом ничего не заработал, он построил школу как некую дополнительную нагрузку, скорей всего, продал ее городу, если не в ноль, то даже с определенным минусом. Основная задача государственно-частного партнерства не в том, что кто-то побыстрее построил бы и подешевле продал".

Государственно-частное партнерство представляет собой долгосрочное - более 10 лет - взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного сектора при реализации проектов в сфере медицины, образования, культуры. Государство разрабатывает концепцию, где расписывает финансовые составляющие, юридические риски. На основе проанализированного и принятого проекта разрабатывается конкурсная документация.

Критериями отбора является не только цена, но и срок выполнения работ, квалификация участника. По итогам конкурса выбирается победитель, с которым подписывается соглашение. Выплаты со стороны города проходят после ввода объекта в эксплуатацию. В течение 10 лет - или срока, оговоренного в контракте - партнер эксплуатирует объект, а затем передает его городу. Если партнер захочет и дальше эксплуатировать учреждение - подписывается соответствующее соглашение.