"Как и ожидалось, очередной саммит ШОС не принял никаких конкретных решений ни по одному вопросу, по крайней мере, в публичной части. Остается только надеяться, что реально актуальные вопросы и решения найдут отражение в двусторонних встречах, традиционно саммиту сопутствующих". Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал эксперт по странам Центральной Азии и Среднего востока Александр Князев.

"Любопытно прозвучало напоминание президента Казахстана об инициативе по созданию энергетического клуба ШОС в увязке с решением водно-энергетических проблем. Именно из его уст это звучит довольно неожиданно, учитывая скорее отрицательное отношение Казахстана к киргизско-таджикской водно-энергетической гигантомании, обычно дипломатично завуалированное. Еще интереснее - одобрение этой инициативы президентом России, что должно, вкупе с рядом других фактов, свидетельствовать, вероятно, о не особо рьяном желании Москвы ввязываться в авантюрные проекты строительства Рогунской и Камьбаратинской ГЭС. Судя по всему, в Москве склонны и дальше исполнять гидроэнергетическую тему в духе общих политических деклараций. В крайнем случае - вынести ее на длительное и малопродуктивное обсуждение в формат ШОС" - отмечает эксперт.

Александр Князев прокомментировал и принятую в Бишкеке декларацию. "Отраженная в бишкекской декларации общая позиция по Сирии не содержит в себе ничего нового, но важна как выражение поддержки со стороны стран-участниц той позиции, которая уже была зафиксирована РФ и КНР в СБ ООН, в ряде других форматов, и поддержана маневрами российского Черноморского флота у сирийского побережья Средиземного моря. Можно было ожидать увиливания некоторых из стран-участниц от этого вопроса, учитывая, например, текущее американское влияние на политические элиты Киргизии, Узбекистана или Таджикистана. Теперь, пусть и в общем виде, позиции обнародованы, и в дальнейшем, пусть и риторически, Москве и, возможно, Пекину, к ним можно будет апеллировать. Не думаю, что этот факт позволяет заявить о каком-то чрезвычайном возрастании роли ШОС в мировой политике. Судьба сирийского вопроса в любом случае решается не в подобных форматах, для этого есть куда более узкий круг субъектов. ШОС пока остается в роли региональной дискуссионной площадки, масштабной, и все еще подающей надежды" - считает эксперт.

Кроме того эксперт по странам Центральной Азии и Среднего востока Александр Князев уверен, что сдвигов в плане создания Банка ШОС также нет. "Формулировка решения по создании банка ШОС просто умилительна. Отмеченная главами государств "важность проводимой работы по изучению вопросов создания" и поручение "продолжить усилия в целях ее скорейшего завершения" - это совершенно гениальный показатель того, что вопрос находится в полном тупике. И иного быть не могло, по крайней мере, для тех руководителей стран-участниц, кто хоть немного думает о национальных интересах своих стран. ШОС и без того уже окончательно превращается в инструмент китайской экономической экспансии в регионе, китайское абсолютное доминирование в предлагаемом Пекином банке сомнению не подвергается и создание такого банка означало бы полное и окончательное подчинение финансовых систем всех стран-участниц центральному банку КНР. Обсуждение этого вопроса, к слову, в очередной раз показало разность уровней компетентности и ответственности первых руководителей. Осторожность Путина, Назарбаева и Каримова - с одной стороны, и полный "одобрямс" - со стороны Атамбаева и Рахмона. Может быть, именно эта разноуровневость интеллектуального и морального содержания и является одной из причин того, что ШОС в итоге в качестве глобального игрока так никогда и не состоится. Роли личности в истории пока никто не отменял" - резюмировал Александр Князев.