Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики выступило 12 сентября с заявлением в связи с проектом резолюции ПАСЕ "О соблюдении обязательств Республикой Молдова", которую планируется рассмотреть на осенней сессии ассамблеи в начале октября. ИА REGNUM публикует полный текст заявления МИД ПМР:

"Ознакомившись с проектом резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы от 9 сентября 2013 года "О соблюдении обязательств Республикой Молдова" в части положений, затрагивающих интересы Приднестровской Молдавской Республики, Министерство иностранных дел ПМР считает необходимым заявить о своей озабоченности в связи с предвзятым подходом, избранным разработчиками документа при его составлении.

Внешнеполитическое ведомство Приднестровья выражает недоумение в связи с попыткой некоторых европарламентариев увязать рост напряженности между сторонами с некими "односторонними решениями де-факто властей приднестровского региона". Конкретных указаний на факты, расцениваемые ПАСЕ как "односторонние решения", в тексте документа не содержится, что, полагаем, обусловлено их отсутствием.

Стоит отметить, что политизированные голословные обвинения в адрес одной из сторон никогда еще не способствовали прогрессу в урегулировании молдавско-приднестровских отношений - напротив, провоцировали Тирасполь и Кишинев на серию ответных защитных реакций, не прибавлявших "градусов тепла" атмосфере доверия между берегами. Удивляет неосведомленность (либо сознательное упущение) разработчиков документа о том факте, что ранее действующее председательство уже обращалось к участникам переговорного процесса с тезисом о необходимости воздерживаться от односторонних действий. Такое обращение, в частности, содержалось в заявлении действующего председателя ОБСЕ Леонида Кожары, к которому, полагаем, как в Тирасполе, так и в Кишиневе отнеслись весьма серьезно. Приднестровская сторона находит его для себя достаточным и не видит причин расставлять акценты в этой связи иным образом - таким, каким пытаются это сделать представители ПАСЕ, демонстрирующие субъективность и предвзятость.

К сожалению, приднестровская сторона не готова разделить оптимизм депутатов ПАСЕ относительно "прогресса", достигнутого по ряду направлений. Так, разрешение проблем, существующих в сфере образования, несмотря на наличие комплексных международных рекомендаций ОБСЕ в данной сфере, в настоящее время характеризует отрицательная динамика. В части транспортной проблемы из-за одностороннего ужесточения позиций молдавской стороны в отношении приднестровских перевозчиков в момент приближения сторон к компромиссу (т.е. согласования нового дизайна нейтрального номерного знака, предназначенного для приднестровских международных грузопассажирских перевозчиков, а также общих параметров совместной базы данных транспортных средств) вопросы, поставленные приднестровской стороной, так и не были разрешены. Не менее негативные тенденции характерны и для сферы взаимодействия в области телекоммуникаций: односторонние позитивные шаги Приднестровья навстречу Молдавии в этом направлении, выразившиеся в трансляции двух молдавских каналов на протяжении 9 месяцев, не встретили взаимности. Возникает ощущение, что разработчики проекта резолюции даже не потрудились изучить текущее положение дел до выработки оценки.

Проект резолюции ПАСЕ неправомерно затрагивает также вопрос о выводе российских вооруженных сил с территории Приднестровья. Напомним, что присутствие в Зоне безопасности Совместных миротворческих сил, включающих российский контингент, регламентировано Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, подписанным 21 июля 1992 года. Это базовый документ переговорного процесса, подписи под которым не отзывала ни одна страна-подписант, а значит, имеющий юридическую силу. Более двадцати лет миротворчества на Днестре - это признанная международно-правовая реальность, сформированная жизненной необходимостью и официально выраженным на то согласием сторон. Особенно стоит отметить легитимный характер действующей операции, нашедший отражение в результатах всенародных референдумов, проведенных в Приднестровье и наглядно свидетельствующих о желании жителей республики сохранить для себя эту единственную гарантию фактического мира и стабильности.

Не меньшее удивление вызывает столь пристальное внимание ПАСЕ к проблемам прав человека в Приднестровье, в то время как проблемам прав человека в Республике Молдова внимания не уделяется. Напомним, что проблемы в этой области, имеющие место в Молдавии, были неоднократно отмечены авторитетными экспертами, в том числе, старшим экспертом ООН по правам человека в Приднестровье Томасом Хаммарбергом в 2009 г.

Как отметил сам г-н Хаммарберг, его работе в Приднестровье как эксперта "способствовало несколько положительных факторов: открытость и конструктивная реакция де-факто властей". В отчете указано: "Приднестровское руководство сотрудничало с экспертом самым тесным образом и, по его запросам, обеспечило ему встречи с лицами и посещение учреждений, представлявших для него интерес ввиду выполнявшейся им задачи". "В конце каждого посещения имела место встреча с приднестровским руководством, на которой эксперт представлял свои предварительные наблюдения. Вскоре после таких встреч были предприняты положительные шаги, включая несколько последующих освобождений заключенных или сокращение их сроков наказания. Также в процессе подготовки находились и другие инициативы", - говорится в отчете эксперта.

Не менее высоко правозащитник оценил и конституцию Приднестровской Молдавской Республики. "Конституция Приднестровья содержит перечень международно-признанных прав человека. Помимо обычного международного права, обязывающего де-факто органы власти соблюдать наиболее фундаментальные нормы по правам человека, де-факто органы власти в Приднестровье обязались односторонне соблюдать некоторые из ключевых международных соглашений, включая два пакта ООН по правам человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и Конвенцию о правах ребенка".

Считаем целесообразным еще раз проинформировать всех заинтересованных лиц о том, что рекомендации, представленные в итоговом отчете правозащитника в феврале 2013 года, были восприняты с максимальной степенью понимания - приднестровская сторона не только с большим вниманием отнеслась к данному документу, но и провела серьезную работу по составлению плана реализации рекомендаций старшего эксперта ООН по правам человека в Приднестровье. В настоящее время их проработкой занимается специально созданная для этих целей межведомственная группа, а сам процесс находится под личным контролем президента Приднестровской Молдавской Республики. Стоит отметить также, что итоговый план будет включать конкретные мероприятия, направленные на улучшение ситуации в области прав человека в Приднестровье по всем направлениям, упомянутым в отчете правозащитника, однако особый акцент будет сделан на приоритетных направлениях, которыми нам представляются улучшение условий содержания заключенных (включая медицинское обслуживание) и создание среды, дружественной к людям с ограниченными возможностями.

С недоумением в МИД ПМР воспринимают содержащийся в проекте резолюции ПАСЕ призыв к России и "де-факто власти" Приднестровья привести в исполнение решение Европейского суда по правам человека по делу "Катан и другие против Российской Федерации и Республики Молдова" "относительно права на образование в школах с латинской графикой" (Находящиеся на территории ПМР 8 "румынских школ" с обучением на молдавском языке на основе латинской графики, подчиняющиеся Кишиневу и используемые Молдавией и ее зарубежными партнерами для давления на Приднестровье, с подачи Кишинева принципиально отказываются получать регистрацию в ПМР, несмотря на то, что властями республики специально для них была создана система упрощенной регистрации. 19 октября 2012 года Европейский суд по правам человека осудил Россию по делу "Катан и другие против Молдавии и России", признав ее виновной в "нарушении прав" 170 учащихся и преподавателей приднестровских школ с обучением на молдавском языке на основе латинской графике. Суд обязал Россию выплатить истцам в общей сложности 1,02 млн евро, а также покрыть судебные издержки в размере 50 тыс. евро. При этом ЕСПЧ постановил, что Молдавия невиновна в "нарушении прав" учащихся и преподавателей данных учебных заведений, поскольку Кишинев не контролирует данную территорию. В обнародованном 4 февраля 2013 года отчете верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств о ситуации вокруг данных учебных заведений им рекомендовано получить регистрацию в ПМР - прим. ИА REGNUM). Внешнеполитическое ведомство уже выражало свою позицию в отношении указанного решения и готово вновь повторить, что расценивает его не иначе как следствие предвзятого подхода, имеющего политический окрас.

Международным акторам необходимо предпринимать усилия по сближению позиций сторон, а не поиску разъединяющих их элементов. Подготовке подобных документов, на наш взгляд, должно предшествовать проведение предварительных консультаций с обеими сторонами конфликта".