"Вопрос об условиях и сроках расширении состава ШОС прояснится только после переговоров лидеров стран-участниц. Присоединение любого государства из числа потенциальных претендентов может серьезно повлиять на саму Организацию, внутри которой сохраняется существенная разница в интересах и подходах стран, а также на ее место в международных отношениях", - заявил эксперт аналитического центра "Полис Азия" Павел Дятленко, комментируя ИА REGNUM предстоящее заседание Совета глав государств-участников Шанхайской Организации Сотрудничества.

Политолог отметил, что особенно сложная в этом плане ситуация с Ираном, присоединение которого может негативно повлиять на отношения США и Запада к России и Китаю. Китайская сторона не заинтересована в подобном развитии событий. "Визит иранского президента Хасана Роухани - четкий и однозначный сигнал Западу о том, что его санкции против Ирана могут быть ослаблены с помощью активизации "восточного вектора" иранской внешней политики. В том числе, через развитие контактов со странами ШОС", - подчеркнул он.

Касаясь вопроса о "Бишкекской декларации", Павел Дятленко высказал мнение, что "в нее войдут согласованное видение по наиболее сложным мировым проблемам". "Большое значение будут иметь и окончательные формулировки, и то, что не войдет в декларацию, и ее практическое выполнение. Одним из важных вопросов является поиск взаимоприемлемого компромисса между Россией и Китаем по созданию банка и фонда ШОС, через которые китайская сторона предполагает продвигать свои интересы в Центральной Азии", - сказал эксперт.

По словам политолога, "возможно, лидерам стран ШОС удастся сформулировать согласованную позицию по ситуации вокруг Сирии". "Тем более что Бишкекский саммит проходит спустя несколько дней после саммита G20, где данный вопрос стал одним из ключевых и разделил его участников на две группы с диаметрально разными позициями. Позиции России и Китая по сирийской проблеме достаточно близки. Но КНР не заинтересована в ухудшении политических отношений с Западом, так как приоритетом внешней политики считает достижение своих экономических целей, что невозможно при противостоянии с США и Западом", - подытожил он.