Развитие транспортных коридоров, ориентированных на южное направление наталкивается на неурегулированность и высокую конфликтогенность Афганистана, что тормозит успешную реализаций идеи диверсификации транспортных коридоров. Об этом, предваряя конференцию "Парадигмы международного сотрудничества на Каспии. Энергетическое сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: ШОС и Евразийский экономический союз", которая пройдет 18-20 сентября 2013 года в Актау, заявил эксперт из Узбекистана Олег Столповский.

Он подчеркнул, что "географическая замкнутость Центральной Азии внутри Евразийского континента создавали и создают объективные трудности для роста национальной экономики Узбекистана и ее полномасштабной интеграции в систему международных экономических связей. Поэтому, все годы независимости одним из главных приоритетов стратегии социально-экономического развития республики Узбекистан было и остается формирование новых транспортных коридоров во всех географических направлениях с целью создания более надежных и коротких путей сообщений наряду с традиционно действующими коммуникациями". Однако, по мнению Столповского, "зачастую транзитное значение Центральной Азии (и Узбекистана в частности) узко понимается как мост между бурно развивающейся Восточной и Юго-Восточной Азией и Европой. Но есть и другое измерение - Средний Восток, Южная Азия".

Специалист уверен, что стратегия расширения промышленного потенциала, и поиска возможностей для экспортной экспансии Узбекистана, должна основываться на том что, рынки стран Среднего Востока и Южной Азии могут и должны стать рынком сбыта для узбекской продукции и индустриальное развитие страны должно иметь одной из своих целей ориентацию на рынки стран региона. К сожалению, - считает он, - развитие транспортных коридоров, ориентированных на южное направление наталкивается на неурегулированность и высокую конфликтогенность Афганистана, что тормозит успешную реализаций идеи диверсификации транспортных коридоров.

"Более оптимистично выглядит картина в восточном (китайском направлении). Уже построены и активно используются трубопроводные маршруты по транспортировке газа в КНР. В ходе состоявшегося на днях визита в Узбекистан председателя Китая Си Цзиньпина подписан протокол к Соглашению о принципах строительства и эксплуатации газопровода Узбекистан-Китай, который предусматривает строительство четвертой его нити с проектной пропускной способностью 30 миллиардов кубометров газа в год", - отметил эксперт. Он напомнил, что "еще с конца 1990-х годов КНР стала проявлять интерес к строительству железнодорожной магистрали "Китай - Киргизия - Узбекистан", которая, по замыслу Пекина, должна сыграть важную роль в интенсификации китайско-центральноазиатских торгово-экономических отношений. Однако, несмотря на регулярное акцентирование внимания на данном проекте, перспективы строительства железнодорожной магистрали представляются пока неясными".

В целом же, если смотреть на нынешнюю ситуацию в Центральной Азии, очевидным является, что региональное сотрудничество в области транспорта и коммуникаций пока остается малоэффективным. Как представляется, во многом это объясняется наличием комплекса взаимосвязанных проблем, с которыми столкнулись страны ЦА, и, в первую очередь, отсутствие региональной интеграции, - рассуждает Столповский.

"Данная проблема во многом определяется специфической международной конъюнктуры вокруг Центральной Азии и превалированием у стран региона краткосрочных узко национальных интересов над видением стратегических перспектив многостороннего сотрудничества. Тем не менее, несмотря на сохраняющийся комплекс проблем на пути развития сотрудничества в Центральной Азии и, более того, очевидную пессимистичность связанных с этим основных сценариев, потенциал данного сотрудничества все же значителен, в том числе и в рамках ШОС. Залогом этого является то, что у стран Центральной Азии, России, Китая объективно есть общий долгосрочный интерес - совместное экономическое освоение и развитие огромного внутриконтинентального пространства Евразии. Такая ситуация в решающей степени предопределяла и продолжает предопределять разработку стратегических направлений развития Узбекистана, в основе чего лежит фундаментальное осознание узбекским руководством своей ответственности не только за будущее Узбекистана, но и всего региона в целом", - заключил эксперт.