В настоящее время в Латвии с трехдневным визитом находится Далай-лама XIV Тэнцзин Гьямцхо, прибывший с делегацией монахов и представителей лондонского бюро правительства Тибета в изгнании. Спикер Сейма Солвита Аболтиня (Единство") отказала "океану-учителю" в аренде помещений, сообщает портал telegraf.lv.

Отметим, что визит в Латвию Нобелевского лауреата, "перевоплощения бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары" организован частным образом. Основное событие этого визита состоится сегодня, когда в партере спортивного комплекса Arēna Rīga пройдет открытая лекция "Культура сострадания" для широкой публики с переводом на латышский и русский языки.

"Бытового райдера у высокого гостя нет, за исключением питьевой воды и скромной дополуденной трапезы. Более того, ковры и другие предметы условной роскоши из номера отеля, где далай-лама остановится с делегацией монахов и представителей правительства Тибета в изгнании, он попросил вынести прочь. Далай-лама встретится с депутатами парламента от правых партий из группы поддержки Тибета. Спикер Сейма Солвита Аболтиня осенью летит в Китай, и тут она оказалась очень лицемерна и бесхребетна: она не пригласила учителя в Красный зал парламента, где положено принимать гостей такого уровня. Далай-лама примет участие в круглом столе с латвийскими бизнесменами, а также встретится с прилетающим в Ригу российским певцом и композитором Борисом Гребенщиковым", - сообщил организатор визита, лидер общества "Латвия - Тибету" Янис Мартиньш Скуя. Скуя отметил, что "официальный истеблишмент, от МИДа до министра культуры, рассматривает трехдневное пребывание в Риге человека, говорящего о себе "я простой буддийский монах", как одного из туристов, приехавшего выпить пива в Риге и погулять с девушками".

Напомним, что экс-депутат Рижской Думы Янис Мартиньш Скуя ("Демократические патриоты") известен своими национал-радикальными взглядами. В канун референдума о признании русского языка вторым государственным в феврале 2012 года он организовывал визит в Латвию российского общественного деятеля Валерии Новодворской, жестко осудившей данное мероприятие. В свою очередь, Борис Гребенщиков является частым гостем в Риге, которую на протяжении всех последних лет посещает с майскими концертами.

Отметим, что Далай-лама прилетает в Ригу уже в третий раз. Раньше он посещал Латвию в сентябре 1991-го и июне 2001 года. Двенадцать лет назад высокий гость останавливался в гостинице "Старая Рига". Его владелец, бизнесмен и писатель Владимир Астапчик, заявил "Латвийскому Радио-4", что духовный лидер буддистов человек бесконечной доброты, открытый и простой. По словам бизнесмена, Далай-лама в быту очень аскетичен и полностью соответствует образу монаха - рано встаёт и много времени посвящает духовным практикам. Сознательно отказался от предметов роскоши в номере, в том числе и от телевизора. "Он - персона, на которую чаще всего совершают покушения. В отеле на этаже стояло по два охранника. Никто не знал, в каком номере он живёт. На время его пребывания отель был закрыт для других посетителей", - рассказал Владимир Астапчик.

В свою очередь, посол КНДР в Латвии Ян Гоцян в интервью изданию "Телеграф" негативно отозвался о визите Далай-ламы. "Я не собираюсь видеться с ним. Говорят, что это частный визит, но я думаю, что он имеет и политический подтекст. Решение латвийского правительства не поддерживать Далай-ламу логично: оно пытается защитить доходы от экономического сотрудничества с Китаем и избежать сепаратизма. Далай-лама является не только религиозным лидером, но в большей степени политическим изгнанником. Он пытается позиционировать себя как лидера сепаратизма, нацеленного на китайский Тибет. Для Китая эта провинция является неотделимой частью территории государства", - подчеркнул посол.

Комментируя факт того, что часть депутатов латвийского Сейма, а также Европарламента поддерживают Далай-ламу и движение за отделение Тибета, Ян Гоцян сказал: "Я верю, что эти люди искренне не понимают, что происходит в Тибете. Если необходимо, я встречусь с ними, расскажу и даже покажу эту провинцию. Несколько лет назад я сопровождал в Тибет с 10-дневным визитом 17 дипломатов, генконсулов Канады, Индии, Германии, Сингапура, Малайзии в Шанхае. Мы посетили не только Лхасу, но и другие населенные пункты. Могут ли туда полететь сторонники "Свободного Тибета"? А смысл? Сепаратисты - персоны нон грата. И не только в Китае. Никакая страна не впускает таких людей. Для них и любых гостей есть три условия: публичность поездки, гарантии отказа от попыток провокаций и декларирование мирных намерений. Можно, кстати, пригласить на таких условиях в Тибет и господина Скую".

По словам посла, Тибет "это такая же территория свободного передвижения, как, скажем, курорт Хайнань. Тибет не резервация, не заповедник. 93,94% населения автономии - этнические тибетцы. И это буддисты. Когда Далай-лама бежал в Индию в конце 50-х, численность тибетцев насчитывала 1,6 млн человек. Сейчас там живет 2,6 млн тибетцев: миллион человек - прирост населения за два поколения! Инвестиции в регион очень большие: это новые высокогорные хайвеи, железная дорога, больницы, школы. Тибетские 1780 буддийских храмов сейчас находятся под защитой государства: те монастыри, что были разрушены хуньвейбинами в Культурную революцию, выстроены снова. В Китае живет 56 народов, включая 4,6 млн тибетцев. И 2 миллиона из них живет вне автономии, в основном в провинциях Сычуань и Юннань. В Китае 3700 монастырей тибетских традиций буддизма. Разве Далай-лама посещает их?"

Как отметил Ян Гоцян, Далай-лама "может быть лидером буддистов в других странах, но не в Китае. Возможно, в Китае сейчас около 600 млн буддистов. Они знают, что далай-лама - сепаратист, финансово поддерживаемый иностранными спецслужбами. После освобождения от режима Гоминьдан в 1950 году в Тибете произошли демократические перемены. Религия, как Чон и ламаизм, стала полностью свободна. Люди стали более счастливы, чем это было при правлении Чан Кайши. Я был там дважды, поверьте, я могу так говорить. Что касается Срединного Пути, вот некоторые факты: с 1959 по 1974 год при поддержке Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США далай-лама XIV и его клика провозгласили "независимый Тибет" в Индии и с перерывами предпринимали вооруженные нападения на границах Китая. Начиная с 1970-х годов, с уменьшением международной поддержки после вступления Китая в ООН, далай-лама провозгласил, что он "отказывается от попыток добиться независимости Тибета и возвращается в Китай". Его "срединный путь" призывает к "высокому уровню автономии Большого Тибета". Он требует вывода армии КНР и вывоза граждан КНР других этнических групп - уйгуров, маньчжуров и так далее с территории "Большого Тибета" площадью 25 млн кв. км, включая территории провинций Ганьсу, Цинхай, Сычуань и Юньнань. А это 1/4 часть территории Китая. Такая автономия неприемлема для любой суверенной страны".

Посол добавил: "Китайцы знают, что Далай-лама - враг народной республики, стоявший во главе восстания в 1959-м. Поэтому он и бежал из Тибета. Реакция общества очевидна: неприятие. Распространять его фотографии - это как делать такое же в Латвии с портретами людей, исторически принесших много страданий населению. Например, как бы вы отнеслись к плакатам с изображением Гитлера?". Ян Гоцян добавил, что "он был приглашен в Пекин представлять Тибет, но отказался. Увы, диалог тут действительно невозможен. Десять раундов переговоров между представителями Далай-ламы и правительством Китая, проведенные до 2002 года, были безрезультатны. Представители Далай-ламы продолжают отрицать, что Тибет и Тайвань являются неотъемлемой частью КНР, и отказываются прекратить подрывную деятельность. Дело в том, что фигура Далай-ламы удобна для империалистической холодной войны. Это значительная проблема. Американское ЦРУ поддерживало оружием и пропагандистской литературой деятельность тибетских сепаратистов за пределами Китая".