2 сентября 2013 года в центре внимания ведущих информационных ресурсов Запада оказалось важное событие избирательной кампании к предстоящим парламентским выборам в Германии. Состоявшиеся в минувшее воскресенье телевизионные дебаты лидера ХДС и нынешнего канцлера Германии Ангелы Меркель и кандидата на пост канцлера от главной оппозиционной партии Германии - СДПГ Пера Штайнбрюка. Дебаты знаменовали важный рубеж в избирательной кампании - до выборов остается всего лишь три недели, а СДПГ уверенно их проигрывает. Прошедшие дебаты были последним шансом для социал-демократов улучшить свои позиции. Больше дебатов подобного уровня до дня голосования 22 сентября 2013 года не будет.

Дебаты прошли в воскресенье в прямом эфире в прайм-тайм. Они начались в 20:30 по среднеевропейскому времени и продолжались полтора часа. Дебаты транслировались по двум главным общественным и двум самым крупным частным телеканалам Германии. Соответственно и вопросы Меркель и Штайнбрюку задавали четыре ведущих - по одному от каждой телекомпании. Сейчас в германских СМИ утверждается, что прошедшие дебаты посмотрели от 12 до 17 млн. германских телезрителей.

По итогам теледебатов различные опросы общественного мнения дали разные результаты. По одному поллу от ARD, Штайнбрюк победил Меркель с результатом 49% против 44%. По другому поллу от ZDF, Меркель победила Штайнбрюка со счетом 40% против 33%. По третьему, Меркель имела преимущество в один процент над Штайнбрюком. По мнению читателей Spiegel, на теледебатах все-таки "победил" Штайнбрюк. Блиц-опросы выявили, что женщины, как правило, предпочитали Меркель. Однако для неопределившихся с выбором избирателей убедительней выглядел все-таки Штайнбрюк. "Виртуальной ничьей" назвал New York Times результат дебатов Меркель и Штайнбрюка. На теледебатах победила "дружба", считают другие. Как полагают германские СМИ, бóльшее внимание у телезрителей завоевал модератор дебатов актер Стефан Рааб. По мнению таблоида Bild, именно острые вопросы Рааба сделали его "победителем" в глазах массового телезрителя.

Иной значимый вопрос: насколько вообще велико влияние теледебатов между кандидатами на исход голосования в Германии? Теледебаты на американский манер с участием двух лидеров двух ведущих партий Германии проводятся в этой стране с 2002 года. В 2005 году на теледебатах социал-демократ Шредер явно переиграл христианского демократа Меркель, что не помешало Шредеру тут же проиграть на выборах. Теледебаты Меркель и Штайнмайер в 2009 году не выявили победителя, но Меркель победила на выборах. Нынешняя заявленная "ничья" теледебатов в практической перспективе означает, что на них победила все-таки Меркель, хотя, в целом, прошедшие дебаты, по-видимому, никак не повлияют на исход будущего голосования. Дебаты в очередной раз дали возможность Меркель заявить, что Германия под ее руководством идет в правильном направлении. Штайнбрюк же получил возможность обещать чуть более справедливую страну, не более того. Штайнбрюк и социал-демократы сейчас предлагает Германии два эм: максимальный уровень подоходного налога в 49% и минимальную зарплату в восемь с половиной евро в час. Но этого явно недостаточно для победы на выборах.

Между тем, позиции лидера ХДС прочны, как никогда. О положении подобном Меркель в своей партии Гельмут Коль не мог даже мечтать. Замечено, что даже во время нынешней избирательной кампании Меркель навязывает своей стране собственное самодовольное благополучие. В ходе кампании Меркель избегает конфликтов, все споры она гасит. На предвыборных митингах Меркель говорит мягко и деликатно: "Я приглашаю вас голосовать". Причина? "Я хотела бы оставаться вашим канцлером". Опросы общественного мнения дают Меркель 54%, ее сопернику Штайнбрюку только 28%. Иное соотношение между партиями. ХДС, которую на выборах представляет ее председатель Меркель, имеет 41%, а СДПГ - только 26%. Получается, что часть электората социал-демократов, дай возможность прямых выборов канцлера, голосовала бы за лидера ХДС - Меркель.

Меркель на момент теледебатов исполнилось 59 лет, Штайнбрюку - 66. Препятствием для Меркель не является факт того, что она - восточная немка из ГДР и в германской политике только с 1990 года. В прошедшем 2012 году начинавшая у Коля в качестве "mein Madchen" Меркель получила в Европе прозвище "железного канцлера". Даже Бисмарк недоумевает с постаментов своих памятников. Немецкие журналисты, в свою очередь, уже давно называют Меркель "тефлоновым канцлером", поскольку никакой политический скандал не может "поцарапать ее фасад". Ведь даже личная судьба Меркель ломает шаблон германской политики. Она является первой женщиной-канцлером, первым лидером Федеративной Республики, взращенным в ГДР, и женщиной протестантом в партии христианских демократов, где раньше традиционно доминировали на руководящих постах мужчины-католики. До выборов 22 сентября остается три недели, но германские политические эксперты и журналисты задаются уже вопросом: как долго еще может продолжаться политическая карьера Меркель? Затмит ли она в итоге Маргарет Тэтчер в роли женщины - главы правительства ведущего государства Европы?

Как видится, канцлер Германии Ангела Меркель уверенно побеждает на выборах 22 сентября 2013 года. Победа Меркель предопределена. И только после выборов в Германии можно будет снова заговорить о самых насущных проблемах ЕС: судьбе банковского союза, стратегии роста в еврозоне, будущем Греции и тесно связанной с ней судьбе единой европейской валюты. Уверенная победа Меркель, как кажется, передается сейчас европейским рынкам. Никто не играет на них на понижение. В кулуарах европейских институтов в Брюсселе царит спокойствие. Порой кажется, что ажиотаж вокруг выборов в Германии существует только для журналистов.

Однако победа Меркель на выборах, тем не менее, не дает определенности. Одни сейчас полагают, что после 22 сентября ситуация в еврозоне ухудшится, другие даже, что произойдет выздоровление. Признаки улучшения ситуации уже находят, и о них заранее говорят. Однако жизнеспособность суверенных долгов Греции, по-видимому, остается миражом. Очередная реструктуризация долга этой страны означает девальвацию долговых обязательств Греции. По-видимому, речь пойдет о списании 70% их стоимости, и, в первую очередь, "стрижка" затронет облигации Греции, которые находятся в руках у ЕЦБ и МВФ.

Тем не менее, за месяц до выборов немцы в массе своей демонстрируют равнодушие к проблемам своих соседей по еврозоне. Именно в этом климате морального спокойствия и самоудовлетворения Ангела Меркель уверенно чувствует себя и ведет свою избирательную кампанию. Недавнее заявление министра финансов Германии Шойбле о возможном третьем пакете помощи Греции никак не повлияло на позиции ХДС в предвыборной кампании в Германии.

Результаты на 1 сентября 2013 года полла политических предпочтений германского избирателя, проведенные Quelle, следующие: ХДС - 39%, СвДП - 6%, СДПГ - 23%, Зеленые - 11%, Левые - 10%, Пираты - 3%, "Альтернативa для Германии" (АДГ) - 3%. Дебаты, по мнению германских политологов, могли поколебать позиции 5% германских избирателей, что достаточно для того, чтобы сделать будущую победу ХДС неубедительной. Однако этого по итогу состоявшихся дебатов не произошло.

* * *

Что касается содержания прошедших теледебатов, то по общему наблюдению, кандидаты не уделяли особого внимания программам своих партий, тем более что разница между левоцентристами и правоцентристами в современной Европе несущественна. Впрочем, некоторые университетские профессора в Германии полагают, что "американский стиль" дебатов кандидатов является "извращением парламентской демократии". По их мнению, избиратели должны выбирать партии на основании их платформ, а парламент уже выбирать лидера. Это казалось правильным для немцев эпохи Аденауэра. Однако, что делать, если платформы левого центра и правого центра потеряли свою определенность в начале ХХI столетия. Как заметили сейчас наблюдатели нынешней предвыборной кампании в Германии: кажется, что от консервативизма ХДС осталось только пение гимна по окончании предвыборного митинга.

В ходе дебатов Меркель пыталась убедить телезрителей, что страна под ее руководством идет в правильном направлении и будет идти, если избиратели проголосуют за нее. Несмотря на кризис в еврозоне, Германия конкурентоспособна, а ее экспорт растет. Она представляла Германию как "двигатель роста" и "якорь стабильности" в Европе. На теледебатах Меркель излучала спокойствие. Перечисление Меркель выгодного послужного списка ее правительства должно было увести дебаты подальше от споров. Меркель придерживалась своего обычного стиля на телевидении говорить, ничего не говоря, внушая тем самым спокойствие телезрителю.

Штайнбрюк в ходе дебатов пытался подорвать позиции Меркель по трем направлениям: вопросу национальной безопасности, экономической политики в еврозоне и социальной справедливости. Он пытался донести до телезрителей, что не все хорошо в Германии, управляемой Меркель. Он ссылался на трехмиллионную безработицу, указывал на то, что многие немцы зарабатывают так мало, что нуждаются в социальной помощи, а работодатели часто злоупотребляют своей позицией. В настоящий момент более 7 млн. человек в Германии зарабатывают меньше, предлагаемых социал-демократами в качестве минимальной заработной платы €8,50 в час. "Чего не хватает: программы восстановления. Чего не хватает: импульса роста. Чего не хватает - это борьбы с безработицей среди молодежи", - говорил Штайнбрюк на дебатах, демонстрируя свои ораторские способности.

Что касается политики в еврозоне, то Меркель вовсе не исключает возможности того, что Греции понадобится третий пакет помощи, но при этом канцлер ссылалась на еврогруппу, которая еще в 2012 году не исключала подобного варианта. В выступлении на теледебатах Меркель подчеркивала, что она, будучи на посту канцлера, всегда оказывала давление на Грецию, требуя проведения необходимых реформ. Меркель не преминула заметить, что греческая проблема уходит в эпоху, когда власть в Германии осуществляла коалиция из СДПГ и зеленых.

Штайнбрюк в ответ повторил обычный довод социал-демократов, что еврозона, благодаря отстаиваемой Меркель политики экономии попала в порочный круг. В случае с кризисным югом еврозоны, по его мнению, необходима помощь в виде нового плана Маршалла. Правда, он не указал кто, как и сколько будет финансировать это начинание. Нападки Штайнбрюка на кризисную стратегию Меркель легко отразила, указав на факт того, что социал-демократы в бундестаге исправно голосовали за все программы помощи в еврозоне.

Что касается внешней политики, то во время дебатов речь зашла о Сирии и эскалации напряженности вокруг нее. В этой ситуации оба кандидаты были едины во мнении, что немцам не следует участвовать в планируемой американцами военной акции без мандата ООН. И Меркель, и Штайнбрюк выразили надежду на то, что предстоящий саммит G20 даст возможность найти путь к политическому решению проблемы. В ночь на воскресенье Меркель заявила, что Германия не будет участвовать в возглавляемой США коалиции против Сирии. Это был сильный ход накануне дебатов, который нейтрализовал возможную атаку Штайнбрюка на этом направлении.

Штайнбрюк, в свою очередь, попробовал обыграть в свою пользу скандал в связи с разоблачениями от Сноудена американского шпионажа в Германии. Меркель твердо парировала своего соперника по этому вопросу. "На немецкой земле мы не имеем никаких оснований на данный момент говорить, что АНБ широко шпионит за немцами", - сказала она.

Что касается внутриполитических перспектив для Германии после выборов, то Штайнбрюк был более категоричен, чем Меркель. Впрочем, заметим мы, именно лидер социал-демократов сейчас проигрывает. Штайнбрюк заявил, что "большой коалиции" не будет (т. е. правительства ХДС и СДПГ), так и коалиции социал-демократов с Левыми. Меркель говорила о том, что для нее предпочтительней будет нынешняя коалиции ХДС с либеральной СвДП. Однако она, естественно, открыта и для возможной "большой коалиции".

Накануне дебатов Штайнбрюк якобы получил совет от своей жены пенсионерки Гертруды, в прошлом школьного учителя биологии, на теледебатах быть "менее едким" и избегать "стрельбы от бедра". В этом отношении теледебаты прошли в деловом тоне и вполне корректно без каких-либо личных выпадов участников. Разумеется, ведущий теледебатов не преминул припомнить Штайнбрюку его прошлогоднее высказывание о том, что германские политики недостаточно зарабатывают в Германии, задав соответствующий вопрос. Штайнбрюк уклонился от неудобного вопроса, чем сразу же вполне корректно воспользовалась Меркель, которая не преминула заметить, что, по ее мнению, политики в Германии зарабатывают достаточно.

В целом, прошедшие в минувший выходной теледебаты в очередной раз продемонстрировали, что мероприятие это в предвыборной кампании в Германии предназначено для тех, кто политикой в этой стране не интересуется. Теледебаты лишь подтвердили известный факт, что самым мощным оружием Христианско-демократического союза остается внешне не блещущая талантами фрау. Как заранее предсказывал итог прошедших теледебатов Frankfurter rundschau: "Ангела - über alles". Путь к победе ХДС на предстоящих выборах в Германии открыт.