В 2013 году РЖД за счет государственного финансирования начинает реализацию ряда крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань", реконструкция Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. В то же время, каждое новое заявление российских властей о выделении средств на развитие железнодорожной инфраструктуры сопровождается массивными информационными атаками, где в ход идут слухи, домыслы и подтасовки фактов.

На нашей инфографике легко можно проследить взаимосвязь между ключевыми для РЖД событиями и информационными вбросами, которые сопутствовали этим датам.

Так, в мае началось обсуждение строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань (ВСМ-2). Промежуточный итог в этом обсуждении подвел 27 мая президент РФ Владимир Путин, заявивший о необходимости построить ВСМ-2, а также проработать строительство ВСМ по маршрутам Москва - Казань и Москва - Ростов-на-Дону. Общая стоимость проекта, которую тогда озвучил глава РЖД Владимир Якунин, составила 928 млрд рублей. И одновременно с этими событиями 22 мая в сети появляется видео от псевдосотрудников РЖД, высказывающих недовольство работой Якунина и обвиняющих его в коррупции. Вскоре на одном из порталов в сети Интернет размещают фотографии "дачи Якунина" с внутренними интерьерами, по признанию самого автора, в основном взятыми из проспекта строительной фирмы. Распространению данной информации способствует перепечатка публикации в своем блоге Алексеем Навальным. 12 июня появляется еще одно видео от "сотрудников" РЖД, а также запускаются порталы "Якунину - нет".

По сути, мы наблюдаем одну из первых действительно системных кампаний против железнодорожного гиганта. Неизвестно, кто именно является ее инициатором, однако цель, судя по сообщениям, вполне очевидна: продемонстрировать, что президенту РЖД нельзя доверять бюджетные средства.

Дальше - больше. Спустя всего несколько дней, перед выступлением Владимира Путина на Петербургском экономическом форуме, где он заявил о готовности использовать средства Фонда национального благосостояния на строительство ВСМ-2 и модернизацию Транссиба, с почтового сервера, почти идентичного правительственному, распространяется ложное сообщение об отставке Владимира Якунина. По данным журнала "Forbes", к инциденту могли иметь отношение люди, имевшие инсайдерскую информацию из правительства.

После почти месяца тишины новое заявление Владимира Якунина опять всколыхнуло "общественность". Глава РЖД на межрегиональном координационном совете сообщил о том, что в реконструкцию БАМа и Транссиба до 2018 года вложат 562 млрд рублей, в том числе 260 млрд рублей будет получено от правительства, 302 млрд рублей составят средства РЖД. Это заявление сопровождалось домыслами по "оффшорам" Якунина, которые опубликовал в своем блоге Алексей Навальный, а также публикацией в газете "Ведомости", где речь шла об утверждении перечня организаций, руководители которых будут отчитываться о доходах и расходах - акцент в публикации был сделан именно на Владимире Якунине. В тот же день Навальный попросил депутата Госдумы Валерия Трапезникова направить депутатский запрос по поводу сведений об имуществе главы РЖД, а на следующий день в "Твиттере" распространяется слух о миллиардном годовом заработке Якунина. Масла в огонь добавил и глава ФАС Игорь Артемьев, который публично раскритиковал тарифную политику РЖД.

Дальнейшие информационные атаки связаны с появлением публикаций о подтверждении траншей Минфина на строительство ВСМ. Первый транш был подтвержден на совещании у Путина - 231 млрд рублей. Параллельно появляются публикации о бессмысленности реконструкции Транссиба, и о том, что РЖД проигрывает автотранспорту на рынке грузоперевозок. Далее в течение августа появляются публикации про шутников-подростков, которые установили манекен на пути "Сапсана", про "коррупционные связи" Якунина в порту Усть-Луга. В то же время Алексей Навальный пишет в "Твиттере" о том, что деньги, выделенные РЖД на Транссиб, могут быть похищены, а на YouTube размещаются два видеоролика "антирекламы" РЖД. Один из них, "Вам поезда", прямо демонстрирует сюжет об опасности высокоскоростных поездов.

Наконец, последнее событие, уже не вошедшее в инфографику, связано с аварией в Щербинке, где, по предварительным данным, на железнодорожном переезде не сработал шлагбаум, и электричка столкнулась с автомобилем. По его следам также появилась публикация в блоге Алексея Навального, где он высказался против строительства высокоскоростных магистралей.

Строительство высокоскоростных магистралей является приоритетным направлением инфраструктурного развития России. Магистраль Москва - Казань сократит время в пути с 11,5 часа до 3,5 часа. Как отмечал Якунин, за счет экономического эффекта от проекта государство получит чистый доход в размере 5,3 триллиона рублей. Кроме того, при строительстве магистрали российский бизнес получит заказ только на строительную продукцию в объеме более 270 миллиардов рублей, еще до 100 миллиардов рублей составит заказ на технику и обустройство линии. Что касается БАМа и Транссиба, то построенные еще в советское время основные магистрали Дальнего Востока, в настоящее время не справляются с объемом пиковых загрузок и не могут обеспечить необходимую пропускную способность. Модернизация магистралей позволит увеличить объемы перевозок в восточном направлении до 155 млн тонн. Все эти проекты признаны приоритетными, российские власти неоднократно высказывались в поддержку их реализации, признавая, чтоб без бюджетной помощи проекты такого масштаба не могут быть реализованы.

Значительные суммы, выделяемые на реализацию проектов, будоражат так называемую "общественность", вызывая появление неких, вряд ли случайных, информационных вбросов, направленных на нанесение максимального репутационного ущерба ОАО "РЖД" и его президенту Владимиру Якунину, и, следовательно, сворачивание инфраструктурных программ компании.