Актуальность реализации национальной политики и, в том числе, укрепления единства нации, несомненны в поле общих вызовов, стоящих перед Российской Федерацией. Без базовых общенациональных ценностей и без осознания единства в основном, коренном и существенном для граждан, сопротивляться данным вызовам невозможно. Об этом 26 августа корреспонденту ИА REGNUM заявили политологи, сотрудники центра политико-правовых и этнополитических исследований Северо-Кавказского института Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Екатерина Агеева и Владимир Тимченко, комментируя принятие правительством РФ Федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)".

По мнению экспертов, осознание единства нации должно отразиться в ответственности каждого за собственный дом и двор, и за уважение друг к другу независимо от этничности, вероисповедания и т.п., ответственности местных чиновников за вверенную им территорию. Программа является очередным документом в реализации государственной национальной политики. Вместе с тем, просчитать математически эффективность реализации национальной политики крайне сложно. Но воспитание общечеловеческих ценностей, несомненно, в будущем даст позитивный результат.

"На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, укрепление гражданского и духовного единства российской нации приобретает стратегически важный характер по обеспечению национальной безопасности России и комфортному проживанию представителей всех этнических сообществ в пределах российского государства", - считает Агеева. Среди ключевых проблем межэтнических отношений в современной России, учёный назвала слабое общероссийское гражданское самосознание при всё большей значимости этнической и религиозной самоидентификации, этнополитический и религиозный радикализм и экстремизм, распространение ксенофобии, рост националистических настроений в среде различных этнических общностей.

Она также выделила такие проблемы, как низкая социокультурная адаптация внешних трудовых мигрантов к условиям принимающего сообщества, усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и этноконфессиональных отношений в субъектах РФ, сохранение неоднозначной этнополитической ситуации на Северном Кавказе, недостаточная координация использования властных ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа РФ и др.

По мнению учёного, действенным механизмом решения проблем выступает внедрение целенаправленных системных государственных мер, реализация которых предусмотрена применением программно-целевого метода. Программа призвана обеспечить координацию действий субъектов, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.

"Очевидно, что отсутствие программно-целевого обеспечения сферы управления межэтническими отношениями и этнополитическими процессами может привести к дестабилизации общественно-политической обстановки и нарастанию деструктивности внутри межэтнических отношений", - отметила Агеева.

Тимченко подчеркнул, что в программе заложена недопустимость распространения негативных явлений. Вместе с тем, он отметил ряд процедурных изъянов в программе по выявлению, устранению и минимизации последствий деструктивных тенденций. "К числу недочётов следует отнести несовершенную систему оценки достижения цели программы, разработанную с учётом всего лишь таких целевых индикаторов и показателей как: доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан РФ; уровень толерантного отношения к представителям другой национальности и доля субъектов РФ, реализующих региональные программы, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, в общем числе субъектов РФ", - считает политолог.