Посол Белоруссии в Латвии Александр Герасименко встретился с руководством Даугавпилса. Об этом сегодня, 21 августа, сообщает портал gorod.lv.

В ходе встречи Герасименко отметил, что на сегодняшний день Латвия является крупнейшим торгово-экономическим партнером его государства и в ее пределах действует порядка 1 293 совместных предприятий с белорусским капиталом. В свою очередь, в Белоруссии успешно функционирует 377 предприятий с участием уже латвийского капитала.

По словам посла, цель его визита состояла в сверке позиций по тем направлениям сотрудничества, которые уже имеются. "Будут рассмотрены вопросы по поставкам в Даугавпилс белорусских трамваев. В рабочем порядке у нас есть много, о чем поговорить", - сообщил Александр Герасименко.

Отметим, что, по словам Сергея Батракова, являющегося доверенным лицом объединения поставщиков ОАО "Белкоммунмаш" и ООО Agmen Consulting Bureau, вице-мэр Думы Даугавпилса Петерис Дзалбе выразил сомнение в правомерности контракта на поставку городу трамвайных вагонов из Белоруссии.

Как напомнил Сергей Батраков, поставка первых трех вагонов в Даугавпилс, согласно договору, запланирована на 31 августа. Однако, после того, как новый состав Думы, ставя под сомнения некоторые действия ее прошлого созыва, обратился в правительство с просьбой дать подтверждение тому, что договор остается в силе, поставщик находится в непонятной ситуации.

"Дума рассматривает вариант расторжения контракта. Пока все в силе, но сомнения есть. На заводе готовы поставить товар в установленные сроки, сотрудники готовы работать в три смены. Для того, чтобы потом не было разногласий, заказчик должен посетить завод в Белоруссии - однако, непонятно, состоится ли этот визит. Очень не хотелось бы, чтобы поставка долгожданных даугавпилчанами вагонов была сорвана", - сообщил Сергей Батраков.

По словам представителя поставщика трамваев, причина того, по которой Дума засомневалась в легитимности договора, может быть связана с некоторой технической задержкой документации от поставщика. В частности, речь, возможно, идет о том, что поставщик немного задержал предоставление гарантийных документов, формулировки которых достаточно долгое время согласовывались.

"Сейчас необходимые документы уже у Трамвайного предприятия, формулировки уточнены, поэтому оснований для расторжения договора мы не видим. Какова вероятность того, что поставка будет отменена, сказать сложно. Также не берусь судить, как на ситуацию повлияет то, что один из теперешних депутатов Думы - руководитель завода, являющегося прямым нашим конкурентом, обжаловавшим ранее результаты конкурса (председатель правления Даугавпилсского локомотиворемонтного завода Наталья Петрова - прим. ИА REGNUM). Да, возможно были какие-то недочеты в нашей работе, но они не являются причиной расторжения договора. Белорусской стороной предприняты все меры, чтобы сохранить договор, подключено правительство. По моей информации, и Министерство сообщения Латвии не видит причин для расторжения, ведь договор долго и тщательно согласовывали", - отметил Сергей Батраков.

В свою очередь, Александр Герасименко на вопрос, какие действия будут предприняты белорусской стороной в случае расторжения договора по поставке трамваев, ответил следующее: "Не думаю, что подписанный договор может быть расторгнут, потому что мы готовы его выполнять. Я не вижу причин для расторжения этого договора".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в феврале 2013 года латвийское государственное Бюро по надзору за закупками, рассмотрев жалобу, поданную АО "Даугавпилсский локомотиворемонтный завод", разрешило АО "Даугавпилсское трамвайное предприятие" заключить договор на закупку 12 трамваев.

Процедура закупки должна быть осуществлена в рамках проекта "Реновация трамвайной транспортной инфраструктуры в Даугавпилсе".

Напомним, что в октябре 2012 года стал известен победитель конкурса на приобретение новых вагонов для трамвайного управления Даугавпилса.

Поставщиком двенадцати трамвайных вагонов станет объединение двух фирм - белорусского ОАО "Белкоммунмаш" и латвийской фирмы Agmen Consulting Bureau. Конкурсные заявки поступили от двух претендентов: Даугавпилсского локомотиворемонтного завода (ЛРЗ) (с предложением в 5 млн 356 тыс. 636 латов) и и группы латвийских и белорусских предприятий АО Agmen Consulting Bureau и "Белкомунмаш" "с предложением в 4 млн 614 тыс. 312 латов). Специалисты самоуправления детально изучили предложения обоих претендентов и сделали выбор в пользу того, что дешевле. Однако, проигравшая сторона посчитала данное решение неправомерным и необоснованным, и подала в Бюро по надзору за закупками жалобу.

Специалисты ЛРЗ указывали на то, что финансовый оборот одной из фирм-победителей не соответствует положению конкурса и что ни один из участников тандема не имеет требуемого опыта по поставке четырёхосных и шестиосных вагонов.

В ответ Бюро по надзору за закупками постановило, что требуемый финансовый оборот имеет отношение ко всему тандему, а не к каждой фирме в отдельности. Также были названы заказчики, которым "Белкоммунмаш" поставлял четырехосные и шестиосные вагоны. Так, для Витебска минский завод изготовил 18 четырёхосных вагонов, а для столицы Белоруссии - 5 шестиосных вагонов. В итоге Бюро приняло решение отклонить жалобу ЛРЗ и позволить "Трамвайному предприятию" заключить договор с латвийско-белорусским тандемом.

26 февраля представители поставщиков побывали на "Трамвайном предприятии" и встретились в Даугавпилсской городской думе с ее тогдашними председателем Жанной Кулаковой (Партия реформ) и заместителем председателя Ливией Янковской ("Наша партия"). Стороны постановили, что договор будет заключен в ближайшие месяцы. Данный проект осуществляется по программе "Инфраструктура и услуги" в рамках мероприятий "Общественный транспорт вне Риги". При этом, 83,11% от оправданных затрат софинансируются из Фонда Регионального развития ЕС.

Однако, позже покупка "Трамвайным предприятием" Даугавпилса новых вагонов оказалась отложена на неопределенный срок. Более того, нынешний мэр города Янис Лачплесис ("Латгальская партия") заявил, что не исключено, что в ближайшее время будет объявлен повторный конкурс на многомиллионный подряд муниципального предприятия, сообщает портал grani.lv.

Комментируя сложившуюся ситуацию, председатель самоуправления указал на тот факт, что договор на поставку трамваев, который был подписан в марте этого года, в законную силу до сих пор не вступил, поскольку подрядчики (ОАО "Белкоммунмаш" и ООО Agmen Consulting Bureau) не выполнили ряд соглашений, указанных в документе. В частности, предприятие "Белкоммунмаш" в течение десяти дней обязано было предоставить банковскую гарантию в размере 5% от суммы контракта на выполнение своих обязательств, то есть поставки трамваев в город. Стоимость подряда - 4,6 миллиона латов. Размер гарантийной суммы для белорусского завода составляет 500 тысяч долларов, которую они должны были внести в качестве гарантии выполнения контракта. Этого сделано не было.

"Кроме этого, согласно договору, заказчик ("Трамвайное предприятие") помимо указанной в смете суммы, должен заплатить около 1 600 000 латов (2 274 265 евро), - рассказал Янис Лачплесис. - Именно на эту сумму с марта по май месяц произошло удорожание проекта. Но дело в том, что в этом договоре нет ни слова об источнике, из которого будет оплачена эта сумма. В бюджете таких денег нет. Следовательно, кошельком станут карманы горожан, что для нас не допустимо. Да, сегодня мы рассматриваем разные варианты выхода из сложившейся ситуации. Один из них, это проведение нового конкурса. В настоящее время городская дума проводит переговоры с Министерством сообщения, чтобы в случае объявления нового конкурса получить дополнительное финансирование. Речь идет примерно о 5 000 000 латов, который необходимы для проведения закупки трамваев и расширения реконструкции трамвайных путей".