Российскому рынку автоперевозок предстоят серьёзные потрясения
Москва, 16 августа, 2013, 09:54 — ИА Регнум. Прошедшая среда, 14 августа, оказалась весьма знаковой для российского рынка автоперевозок. Почти одновременно две организации - общественная и государственная - провели брифинги своих руководителей. И озвучили на них свое отношение к новациям, которые могут реально потрясти рынок, где оборачиваются триллионы рублей.
Глава Федеральной таможенной служба (ФТС) России
Таможенники объяснили свою позицию двумя вещами.
Во-первых, неудовлетворительной работой гарантийной системы, в лице национального гарантийного объединения - АСМАП (Ассоциации международных автомобильных перевозок). Впрочем, на другом брифинге генеральный директор Ассоциации Андрей Курушин заявил, что этот аргумент нельзя воспринимать серьезно. С 2004 по 2013 год ФТС России предъявило к АСМАП всего 931 претензию на сумму 944,7 млн руб., что составляет 0.008% от 11,7 млн перевозок по процедуре МДП, совершенных на территории России. Из них АСМАП признала обоснованными и оплатила 255 претензий на 202,1 млн. рублей. По отклоненным 676 претензиям ФТС обращалось в судебные органы, из которых всего лишь один иск был удовлетворен.
Во-вторых, таможня нашла некое несоответствие положений Конвенции МДП и Таможенного Кодекса
Курушин объяснял, что в последнее десятилетия гарантийная система МДП работает без сбоев, а предлагаемые таможней меры повлекут серьезные экономические последствия. Затраты от введения дополнительных гарантий, которые кратно дороже, чем книжки МДП, лягут бременем не только на перевозчиков, но и на грузополучателей, а в итоге - на конечных потребителей в цене товара. Особенно это затронет российский внешнеторговый рынок, так как половина всех перевозок с использованием книжек МДП завершается в России. Определение "грядущий коллапс" не раз срывалось из уст участников брифинга в Международном торговом центре.
Для специалистов симптоматичным и малообъяснимым является и другой выбор, сделанный ФТС. Она рекомендовала в качестве финансового поручителя по всем процедурам, связанным с МДП, "Страховую компанию "АрсеналЪ" и некое ООО "Адал". Информацию о последней в открытых источниках обнаружить не удалось. А вот об СК"АрсеналЪ" информация доступна. Она занимает 120-е место в рэнкинге страховых компаний России. Зарегистрирована в Москве. Основной бизнес - страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам. Компания работает на рынке 16 лет. Один из основных владельцев СК "Арсеналъ" - ЗАО "ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ", одновременно являющийся крупнейшим клиентом этой страховой компании и большой строительной организацией. Еще один заметный акционер - некое физическое лицо. Для специалистов очевидна кэптивная составляющая бизнеса.
В таком случае почему сделан именно такой выбор? Ведь если ты предлагаешь радикальное нововведение, то, как минимум, должен позаботиться о том, чтобы отвечал за него абсолютно проверенный, надежный и профессионально подготовленный партнер. Между тем, "АрсеналЪ" по объемам активов в десятки раз уступает лидерам страхового рынка, которые обеспечивают высокую надежность покрытия крупных рисков, используя для оперативных выплат свои собственные средства, не дожидаясь выплат возмещения от перестраховщиков. "АрсеналЪ" себе такой роскоши позволить не может. Откуда собственные средства? Для сравнения: активы "Арсенала" на конец 2012 года составляют чуть больше 1 миллиарда рублей., тогда как у "Альфа-страхования" они превышают 38 млрд, у
Заместитель гендиректора СК "АрсеналЪ" Андрей Грецкий в СМИ лукаво заверяет, что их услуги конкурентноспособны, т.к. книжка МДП стоит чуть больше 3 тыс. руб., а то, что предлагает ФТС, сэкономит перевозчикам до половины этой суммы.
На брифинге глава ФТС А. Бельянинов на вопрос, почему выбор пал именно на эту компанию, заявил: "Нам все равно, кто является финансовым поручителем. Главное, чтобы он предоставил обеспеченные банковские гарантии. Они нам их предоставили на миллиарды рублей". Вот и весь ответ...
По мнению экспертов, этот выбор очень сильно отдает коррупционной составляющей. Уже сейчас участникам рынка автоперевозок очевидно, что компания-середняк просто не в состоянии ни по кадровым, ни по техническим возможностям, справиться с объемом нагрузок которые на нее свалятся.
"Я звонила в "Арсеналъ". Мне не дали поговорить со специалистом, который занимается обеспечением транзита, так как он один, а звонков много! Вот так монополист", - делится впечатлениями один из участников форума таможенных специалистов.
И другие обращения в "АрсеналЪ" выявили, что процедуру получения гарантии и объем ее покрытия персонал страховщика пояснить не может. За месячный срок, на который ФТС отодвинула свои нововведения, вряд ли что-то изменится. Уже сейчас легко просчитываются последствия такой подготовки - серьезные убытки компаний-перевозчиков и огромные заторы на границе.
Между тем действующая процедура МДП обеспечена как средствами гарантийных ассоциаций, так и системой страхования, в которую вовлечены ведущие страховые компании России и стран
Никто не оспаривает необходимость поступления в бюджет причитающихся платежей, особенно с учетом того, что, по словам А.Ю.Бельянинова, ФТС обеспечивает 51% поступлений в бюджет. На сегодняшний день конфликтующие стороны договорились о создании совместной комиссии для выработки компромиссных решений. Очевидно, что в сфере их внимания должен встать вопрос о привлечении к гарантийному инструментарию сильных и проверенных игроков. В противном случае понятное желание государства пофискалить по-новому на рынке автоперевозок обернется зияющей дырой в бюджете. Гарантии надежности и защиту экономической безопасности страны ведь никто не отменял.