Прошедшая среда, 14 августа, оказалась весьма знаковой для российского рынка автоперевозок. Почти одновременно две организации - общественная и государственная - провели брифинги своих руководителей. И озвучили на них свое отношение к новациям, которые могут реально потрясти рынок, где оборачиваются триллионы рублей.

Глава Федеральной таможенной служба (ФТС) России Андрей Бельянинов на брифинге объяснял, зачем ведомство меняет в одностороннем порядке правила функционирования системы МДП (Международных дорожных перевозок). Таможенники с 14 сентября 2013 года намерены отказаться от признания гарантии по книжке МДП и вводят требование для перевозчиков о дополнительных гарантиях обеспечения уплаты таможенных платежей. Сейчас книжка МДП гарантирует уплату таможенных платежей в размере до 60 тысяч евро в случае, если груз был утрачен или похищен и, соответственно, средства в отношении этих товаров не взысканы, передает Агентство национальных новостей.

Таможенники объяснили свою позицию двумя вещами.

Во-первых, неудовлетворительной работой гарантийной системы, в лице национального гарантийного объединения - АСМАП (Ассоциации международных автомобильных перевозок). Впрочем, на другом брифинге генеральный директор Ассоциации Андрей Курушин заявил, что этот аргумент нельзя воспринимать серьезно. С 2004 по 2013 год ФТС России предъявило к АСМАП всего 931 претензию на сумму 944,7 млн руб., что составляет 0.008% от 11,7 млн перевозок по процедуре МДП, совершенных на территории России. Из них АСМАП признала обоснованными и оплатила 255 претензий на 202,1 млн. рублей. По отклоненным 676 претензиям ФТС обращалось в судебные органы, из которых всего лишь один иск был удовлетворен.

Во-вторых, таможня нашла некое несоответствие положений Конвенции МДП и Таможенного Кодекса Таможенного Союза в части способа обеспечения гарантии по книжке МДП, а именно - страхования. Выплата страхового возмещения предполагает определенную процедуру признания претензии ФТС обоснованной. Таможня же предпочла бы списывать с поручителей деньги в безакцептном порядке по принципу "заплати - потом судись!".

Курушин объяснял, что в последнее десятилетия гарантийная система МДП работает без сбоев, а предлагаемые таможней меры повлекут серьезные экономические последствия. Затраты от введения дополнительных гарантий, которые кратно дороже, чем книжки МДП, лягут бременем не только на перевозчиков, но и на грузополучателей, а в итоге - на конечных потребителей в цене товара. Особенно это затронет российский внешнеторговый рынок, так как половина всех перевозок с использованием книжек МДП завершается в России. Определение "грядущий коллапс" не раз срывалось из уст участников брифинга в Международном торговом центре.

Для специалистов симптоматичным и малообъяснимым является и другой выбор, сделанный ФТС. Она рекомендовала в качестве финансового поручителя по всем процедурам, связанным с МДП, "Страховую компанию "АрсеналЪ" и некое ООО "Адал". Информацию о последней в открытых источниках обнаружить не удалось. А вот об СК"АрсеналЪ" информация доступна. Она занимает 120-е место в рэнкинге страховых компаний России. Зарегистрирована в Москве. Основной бизнес - страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам. Компания работает на рынке 16 лет. Один из основных владельцев СК "Арсеналъ" - ЗАО "ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ", одновременно являющийся крупнейшим клиентом этой страховой компании и большой строительной организацией. Еще один заметный акционер - некое физическое лицо. Для специалистов очевидна кэптивная составляющая бизнеса.

В таком случае почему сделан именно такой выбор? Ведь если ты предлагаешь радикальное нововведение, то, как минимум, должен позаботиться о том, чтобы отвечал за него абсолютно проверенный, надежный и профессионально подготовленный партнер. Между тем, "АрсеналЪ" по объемам активов в десятки раз уступает лидерам страхового рынка, которые обеспечивают высокую надежность покрытия крупных рисков, используя для оперативных выплат свои собственные средства, не дожидаясь выплат возмещения от перестраховщиков. "АрсеналЪ" себе такой роскоши позволить не может. Откуда собственные средства? Для сравнения: активы "Арсенала" на конец 2012 года составляют чуть больше 1 миллиарда рублей., тогда как у "Альфа-страхования" они превышают 38 млрд, у РЕСО-Гарантии - 67 млрд, Ингосстраха - 88 млрд, а Росгосстраха - 114 млрд. рублей. И размеры собранных страховых премий у лидеров и середнячка несопоставимы - разнятся в сотни раз.

Заместитель гендиректора СК "АрсеналЪ" Андрей Грецкий в СМИ лукаво заверяет, что их услуги конкурентноспособны, т.к. книжка МДП стоит чуть больше 3 тыс. руб., а то, что предлагает ФТС, сэкономит перевозчикам до половины этой суммы.

На брифинге глава ФТС А. Бельянинов на вопрос, почему выбор пал именно на эту компанию, заявил: "Нам все равно, кто является финансовым поручителем. Главное, чтобы он предоставил обеспеченные банковские гарантии. Они нам их предоставили на миллиарды рублей". Вот и весь ответ...

По мнению экспертов, этот выбор очень сильно отдает коррупционной составляющей. Уже сейчас участникам рынка автоперевозок очевидно, что компания-середняк просто не в состоянии ни по кадровым, ни по техническим возможностям, справиться с объемом нагрузок которые на нее свалятся.

"Я звонила в "Арсеналъ". Мне не дали поговорить со специалистом, который занимается обеспечением транзита, так как он один, а звонков много! Вот так монополист", - делится впечатлениями один из участников форума таможенных специалистов.

И другие обращения в "АрсеналЪ" выявили, что процедуру получения гарантии и объем ее покрытия персонал страховщика пояснить не может. За месячный срок, на который ФТС отодвинула свои нововведения, вряд ли что-то изменится. Уже сейчас легко просчитываются последствия такой подготовки - серьезные убытки компаний-перевозчиков и огромные заторы на границе.

Между тем действующая процедура МДП обеспечена как средствами гарантийных ассоциаций, так и системой страхования, в которую вовлечены ведущие страховые компании России и стран Евросоюза. Более того, эти риски перестрахованы на мировом перестраховочном рынке. Предлагаемая ФТС так называемая "национальная гарантийная система" таковой, по сути, не является, она замкнута на двух игроках - СК "Арсеналъ" и никому не известном ООО "Адал", который выдает договоры поручительства, реально ничем не обеспеченные. В отличие от книжек МДП и договоров страхования, по которым ведется строгий учет, реестр договоров поручительства поручитель вести не обязан. Как при таких условиях оценить объем суммарно выданных поручительств? Почти невозможно. Опять благодатнейшая почва для коррупции. И при этом реальный риск получить еще больший объем неуплаты таможенных платежей. И ради этого стоило затевать новую фискальную реформу? Возникает ещё более резонный вопрос - с какой целью и в чьих интересах всё это затевается? Думаю, к таким прожектам должны внимательно присмотреться и ФСБ, и Генпрокуратура.

Никто не оспаривает необходимость поступления в бюджет причитающихся платежей, особенно с учетом того, что, по словам А.Ю.Бельянинова, ФТС обеспечивает 51% поступлений в бюджет. На сегодняшний день конфликтующие стороны договорились о создании совместной комиссии для выработки компромиссных решений. Очевидно, что в сфере их внимания должен встать вопрос о привлечении к гарантийному инструментарию сильных и проверенных игроков. В противном случае понятное желание государства пофискалить по-новому на рынке автоперевозок обернется зияющей дырой в бюджете. Гарантии надежности и защиту экономической безопасности страны ведь никто не отменял.