Визит президента России Владимира Путина в Азербайджан будет активно использоваться последним для демонстрации сближения Москвы и Баку. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил эксперт Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов, добавив, что Баку постарается использовать это событие как очередной инструмент, способствующий возникновению упаднических и панических настроений в Армении. По его словам, Азербайджан ведет более грамотную информационную войну, чем Армения, и постепенно одерживает в ней верх.

Александр Крылов уверен, что этому способствует рост напряжения в армяно-российских отношениях. "Начиная с 2008 года в отношениях Армении и России наблюдается рост непонимания. Сделка на поставки российского оружия Азербайджану на миллиард долларов была заключена именно на этом фоне и используется Баку для провоцирования пораженческих настроений в армянском обществе. Скорее всего, в рамках визита Владимира Путина в Азербайджан вопрос расширения и углубления сотрудничества в военной сфере стал одним из основных в повестке. Азербайджанская сторона заинтересована в том, чтобы максимально развить сотрудничество в военно-технической сфере, так как это вызывает крайне болезненную реакцию в Армении", - заметил Крылов, добавив: "В принципе, есть все основания предполагать, что инициатором визита стал именно Азербайджан, который может воспользоваться им, чтобы наглядно продемонстрировать, как отношения Армении и России становятся все более малозначительными, а отношения Москва-Баку - содержательными и конструктивными".

В числе прочих вопросов, которые могли найти место в двусторонних обсуждениях, эксперт выделил проблемы из серии каспийской проблематики и нагорно-карабахский конфликт. "Статус Каспия - очень важный нюанс. Несмотря на то, что проект NABUCCO канул в Лету, западные страны активно продвигают идею строительства транскаспийского газопровода. Она витает в воздухе, а на Азербайджан оказывается весьма сильное давление с целью вынудить его пойти на двустороннее сотрудничество с Туркменией в этом вопросе. Цель - снизить энергетическую зависимость Европы от российского газа. Этому сильно противятся Россия и Иран, поскольку такой поворот событий сведет на нет усилия по формированию всей договорной системы по каспийскому морю. Если каждая из прикаспийских стран будет проводить ту политику, которую она хочет, то противоречия и возникающие на их фоне конфликты станут неизбежными", - заметил Крылов.

Определенные успехи азербайджанской пропаганды, по мнению Крылова, объясняются в том числе раздражением России в связи с некоторыми действиями армянского руководства. В частности, речь идет о продолжающемся дрейфе Армении в сторону Запада, сближении с Евросоюзом и вытекающих из него последствий. "В Москве, действительно, определенные шаги армянского руководства вызывают непонимание. Например, Ассоциативное соглашение Армения-ЕС, которое планируется парафировать на ноябрьском саммите в Вильнюсе, - тайна за семью печатями, к которой очень много вопросов. Почему текст соглашения хранится в секрете от собственного народа, а также от стратегического партнера- России? Ведь если в нем "нет ничего такого", то и смысла держать текст вдали от пытливых глаз нет, в противном случае это вызывает вполне объяснимые подозрения. В Москве начинают опасаться, что армянский дрейф в сторону Запада может произойти за счет российских интересов в регионе", - отметил он.

На просьбу прокомментировать появившуюся в прессе информацию о том, что азербайджанская сторона взяла на себя серьезные обязательства перед российским президентом по части участия или, по крайней мере, тесного сотрудничества с интеграционными единицами на постсоветском пространстве, а именно Таможенным союзом, а в будущем - Евразийским, Александр Крылов ответил скептически. "Полагаю, такая постановка вопроса звучит несколько упрощенно. Дело в том, что евразийские интеграционные процессы и создание Евразийского союза неизбежно приведут к большим изменениям на постсоветском пространстве. Сейчас идет процесс согласования со странами региона, встает множество вопросов: присоединятся они, не присоединятся, "уйдут" на Запад, на юг, выберут европейский вектор и так далее. Но в любом случае евразийские проекты будут иметь большие последствия в плане перемещения грузов и граждан на постсоветском пространстве. Сегодня стихийная миграция - одна из наиболее острых проблем в России, и интеграция подразумевает регуляцию в том числе этого вопроса. Она позволит обеспечить законные права и интересы мигрантов, регулировать их потоки. Но сегодня уже ясно следующее: количество мигрантов в России будет сокращаться, причем речь идет не только о выходцах с Южного Кавказа, но и из стран Средней Азии. Это затрагивает интересы многих государств, получающих доход от труда своих граждан в России, в том числе Армении и Азербайджана. Если в Ереване видят за интеграционными процессами банальное выкручивание рук, то в Баку пытаются заблаговременно решить вопрос в свою пользу. Стороны уже говорят о том, что нужно наращивать товарооборот, углублять экономическое сотрудничество... Ко всему прочему, Баку может пересмотреть свои ценовые позиции по нефтяным поставкам Баку-Новороссийск", - выразил мнение Крылов.

Отвечая на вопрос о возможных перспективах армяно-российских отношений, президент Научного общества кавказоведов выразил уверенность, что здесь многое зависит от властей Армении и их стремления завязать более тесную "дружбу" с Евросоюзом. "Россия не собирается в корне пересматривать свою политику на Южном Кавказе, ей пока это делать незачем, тем более что отношения с Ереваном в высшей степени важны для Москвы. Но если армянское руководство предпочтет Европу, если посчитает, что Запад готов предоставить гарантии безопасности и стать надежным партнером, если в Ереване решат отказаться от союзнических отношений с Россией, тогда произойдут определенные изменения", - предрек Крылов.

Отметим, что 13 августа Владимир Путин с однодневным рабочим визитом прибыл в Азербайджан, где провел переговоры со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым. В ходе визита был подписан ряд двусторонних документов.