Предлагаем вашему вниманию статью Кшиштофа Ковальчика, опубликованную на сайте проекта "Флот 2017":

На украинском рынке нефтепродуктов готовится очередная бомба замедленного действия, полагают эксперты. Как сообщают источники на украинском рынке, скандально известный олигарх Сергей Курченко ведет активные переговоры с крупнейшей международной компанией "Роснефть" об аренде сети АЗС, принадлежащих ей на территории Украины. Если Курченко не удастся "уговорить" "Роснефть", вполне возможно, что у него есть и запасной вариант.

Напомним, что основным акционером (69,50% акций) "Роснефти" является ОАО "Роснефтегаз", на 100% принадлежащее государству. В свободном обращении находится около 10% акций компании. Весной этого года произошла покупка "Роснефтью" 100% ТНК-ВР за $61 млрд., что стало третьей по величине M&A-сделкой в мире. Это превратило "Роснефть" в крупнейшую международную компанию. После сделки "Роснефть" на территории Украины получила Лисичанский НПЗ и разветвленную сеть, состоящую из нефтебаз и 150 АЗС. Именно на этот НПЗ и сеть АЗС якобы и нацелился Сергей Курченко.

Безусловно, представители группы "ВЕТЭК", принадлежащей Курченко, будут отрицать любую информацию о переговорах с "Роснефтью", отмечают эксперты рынка, с которыми удалось пообщаться перед подготовкой данного материала. Но они же напоминают, что в ВЕТЭК отрицали и возможность покупки Одесского НПЗ (факт приобретения был официально подтвержден в марте) и Украинского медиа-холдинга (в июне).

В мае Сергей Курченко в интервью изданию "Корреспондент" заявил, что у ВЕТЭК сеть из 150 автозаправок в Украине и Германии. "В течение трех-четырех месяцев мы все украинские заправки объединим под брендом ВЕТЭК, у них будет один фирменный стиль", - сообщил олигарх. Однако на неоднократные вопросы журналистов, где же находятся эти АЗС, Курченко и представители его компании ничего не ответили. Можно предположить, что Курченко имел в виду именно сеть, принадлежащую "Роснефти". ВЕТЭК (ранее - группа компаний "Газ Украина"), согласно многочисленным журналистским расследованиям и депутатским запросам, имеет, благодаря близости к семье президента Украины, "эксклюзивный" доступ к масштабным схемам контрабанды нефтепродуктов без уплаты налогов. Соответственно доступ к крупнейшей сети АЗС даст возможность Курченко создать реального монополиста на украинском рынке нефтепродуктов, так как ни один легально работающий оператор рынка не сможет себе позволить конкурировать по ценам с компанией, которая получает нефтепродукты путем контрабанды. В свою очередь, монополист на таком стратегическом рынке способен будет со временем уничтожить не только данный рынок, но и всю экономику страны.

Если логика действий Сергея Курченко и его патронов в украинской власти понятна, то вот не совсем адекватной кажется логика "Роснефти". Общеизвестный факт, что компания "Роснефть" создана российской властью не просто как бизнес-проект. После поглощения ТНК-ВР она, наряду с "Газпромом", должна способствовать расширению политического влияния Кремля за рубежом, в том числе и в Украине. Поэтому, совершенно непонятно поведение "Роснефти", вступившей в переговоры с Курченко, который, помимо темного прошлого и сомнительного будущего, напрямую связан с семьей президента Януковича. В таких условиях политический риск для "Роснефти" и России очевиден. Ну, а если принять во внимание упорные слухи о катастрофическом уровне платежеспособности Курченко и о том, что его сделки по покупке ФК "Металлист", Одесского НПЗ и Украинского медиахолдинга до сих пор остаются незакрытыми, то для российской компании обеспечен еще и серьезный бизнес-риск.

Отметим, потенциальной целью для Курченко стала не только "Роснефть". Он ведет параллельные переговоры с НК "Альянс" о покупке принадлежащих ей 49% акций в компании "Альянс Холдинг", которая управляет сетью АЗС Shell на территории Украины. По всей видимости, сам Курченко не на 100% уверен в успехе с "Роснефтью", поэтому и ищет "запасные аэродромы", при этом все так же продолжая делать ставки на россиян.