Сохраняется ли спустя пять лет после августовской агрессии Грузии против Южной Осетии военная угроза для РЮО? Грузия периодически заявляет о нарушениях при проведении демаркационных работ на границе Южной Осетии, обустройством которой по договору РЮО с РФ занимаются российские пограничники. Тбилиси обвиняет Москву в переносе границы вглубь территории Грузии. Чреваты ли эти заявления чем-то более серьезным кроме заявлений? У экспертов, опрошенных ИА REGNUM, нет единого мнения по этому вопросу.

Как отметил приглашенный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США) Сергей Маркедонов, заявлять "Грузия ничего другого не может, признаем это как факт обязательный". "Грузия будет регулярно заявлять, что эта территория "оккупирована", что Россия стоит за "осетинскими сепаратистами", как они говорят. Это составная часть меню, без него грузинское политическое меню нельзя представить, и неважно, кто там будет первым лицом, какие там внутренние процессы будут происходить", - сказал он.

Маркедонов не считает, что вслед за заявлениями последуют какие-либо действия: "Всегда для того, чтобы появилась какая-то военная составляющая нужен более серьезный политический контекст. Не вижу на сегодняшний момент, особенно после событий 2008 года, что бы могло в Грузии способствовать военному решению. События 2008 года показали, что при самой замечательной поддержке господина Саакашвили в реальности Запад этого союзника готов защищать, только не переходя красных линий во взаимоотношениях с Россией. Пятидневная война все красноречиво расставила по своим местам. Будут заявления, какая-то риторика использоваться, даже жесткая, но помимо этого должны быть политические контексты".

"На этот вопрос способна влиять общая международная ситуация, общая динамика взаимоотношений. Но если холодной войны №2 не приключится, то не думаю, что велики шансы на военное решение", - заключил эксперт.

По словам российского политолога Евгения Крутикова, "ситуация с границей существует исключительно в политическом поле Грузии, ни в Москве, ни в Цхинвале на эти заявления просто не реагируют". "Я думаю, что никакого реального влияния на ситуацию заявления Тбилиси о проблемах на границе оказать не смогут. Процесс делимитации границы будет продолжен, оставить его невозможно даже физически, а на высказывания грузинских официальных лиц никто просто не будет обращать внимания", - полагает эксперт.

"Пара населенных пунктов, оказавшихся в "спорных" зонах, не станут причиной обострения ситуации. Грузия сама оказалась в ловушке собственных рассуждений, поскольку им приходится признать де факто границу бывшей ЮО АССР, что может как снежный ком собрать последовательно множество юридических проблем для Тбилиси, включая и подтверждение легитимности независимости РЮО на 1991 год", - подчеркнул Крутиков.

Он считает, что население спорных местностей, которое осталось за демаркационной линией, скорее всего, сделает самостоятельный выбор по этническому признаку. "Уже был прецедент, когда осетинское население пограничного села просто снялось и переселилось на территорию РЮО. Единичные случаи смены гражданства, конечно, будут использоваться Тбилиси в пропагандистских целях, но уровень взаимного этнического неприятия настолько высок, что совместное проживание вряд ли возможно, а принятие грузинского гражданства будет носить единичный и всегда сугубо личный характер", - добавил Крутиков.

Югоосетинский эксперт Алан Парастаев отметил, что "граница - вопрос, который будут обыгрывать еще долго". "Большинство заявлений будут так и оставаться на уровне слов, - полагает Парастаев, - но, тем не менее, это будет война заявлений, цель которых привлечение противниками на свою сторону международного сообщества".

"Проблему наших граждан и даже югоосетинских земель, остающихся по ту сторону границы, должны решать на уровне тех переговорных механизмов, которые есть. Но из них тоже, к сожалению, сделали площадки для политической борьбы, в том числе и на внутриполитическом фронте. О человеке, его проблемах мало кто думает", - сказал Парастаев.

Глава югоосетинского медиацентра "Ир" Ирина Гаглоева заявила, что ситуация с границей будет развиваться в соответствии с нормативно-правовыми документами Республики в этой сфере. "Реакция Грузии никого не удивляет, для них это лишний повод привлечь внимание к себе. Между тем граница будет и дальше обустраиваться. Другое дело, что здесь не обошлось без проблем для нас самих, и, похоже, к их решению власти оказались не готовы. Однако в настоящее время определенные корректировки делаются. Процесс сложный, но необходимый. Важно его провести ответственно и с минимальными издержками, без которых, видимо, не обойтись", - отметила Гаглоева.

"Впрочем, есть, конечно, непонятные моменты. Заявления Грузии по границе это, конечно, не просто обычное действие. Это очередной пролог идеологического обеспечения последующих шагов, которые будут предприняты тогда, когда будет удобная для этого ситуация. Традиционно заявление Грузии идет в связке с какой-либо риторикой международных структур. Объективное положение дел "успешно" и агрессивно игнорируется. Таким образом, политическая "заготовка" готова. Грузия остается опасным соседом для Республики Южная Осетия", - резюмировала Гаглоева.

По словам действительного государственного советника РФ I класса Модеста Колерова, заявления Грузии - "не детский лепет, они чреваты серьезными последствиями". "Проблема не в том, что Грузия заявляет, у них историческая задача такая - вести борьбу. Надо самим сообщать соответствующие данные, бороться за это ежедневно. В Грузии нацелены на создание такого количества заявлений, которое неизбежно должно будет перейти в качество. Они будут накоплены до такого объема, что это будет иметь своим следствием качественные перемены, не только в позиции Грузии - она очевидна, а в позиции западных кураторов Грузии, в позиции тех, кто изображает из себя посредников. Со стороны Южной Осетии, а уже потом уже со стороны Москвы нет адекватного числа заявлений о переносе границы со стороны Грузии, а такие факты грузинской активности по "исправлению" границы есть. Москва далеко, но Южная Осетия об этом молчит. Представители Южной Осетии преступно пассивны в этом вопросе, в первую очередь перед своим народом, - заявил Колеров.

По его мнению, военная угроза сохраняется. "Любой человек, видя перевооружение, военную подготовку, полицейскую подготовку, рекогносцировку, которая происходит со стороны Грузии, не может не понимать, что в Грузии на каждом этапе, в каждом новом поколении грузинских властей - нет никакой разницы, кто именно управляет Грузией, кто именно готовит грузинские войска - существует абсолютный общенациональный консенсус по вопросам внешней политики. Если в отношении Абхазии используются разные формулировки, то в отношении Южной Осетии Грузией используются формулировки, далеко переходящие грань исторического расизма, культурного расизма. Южная Осетия не воспринимается даже как территория. Военная угроза в этой ситуации является логическим продолжением общенационального не только политического, но и культурно-исторического консенсуса. Когда Грузия вылечится от этого, я не знаю. Но эта угроза существует, и во все ближайшее будущее не исчезнет", - подчеркивает Колеров.

Как заявила начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яна Амелина: "Республика Южная Осетия - суверенное государство, которое имеет полное право обустраивать свою государственную границу так, как считает нужным. Грузию об этом никто не спрашивает, и ее мнение на сей счет никого не интересует. Угроза РЮО со стороны Тбилиси полностью снята стратегическим партнерством Южной Осетии и России, в рамках которого на территории ЮО размещена российская военная база".

Однако и Амелина также обращает внимание на "отсутствие в грузинском обществе хоть каких-то признаков раскаяния за содеянное (для начала, в августе 2008 года, не говоря уже о всей истории грузино-осетинских отношений последнего столетия)". Это, по словам эксперта, "доказывает, что продолжение агрессивной грузинской политики вполне возможно". "И Москве, и Цхинвалу не следует терять бдительности", - заявила она.

Директор Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что "Грузия не будет воевать уже много лет. "Навсегда я не готов говорить, но в обозримом будущем", - отметил он. Безопасность гарантирована присутствием российских военных в Южной Осетии, добавил Храмчихин. В случае чего, отметил эксперт, будет воевать весь Южный военный округ, а не только военная база, дислоцированная в Южной Осетии, "а ЮВО в разы превосходит грузинские вооруженные силы, тем более что именно этот округ все эти пять лет у нас накачивается вооружениями в приоритетном порядке". "Соответственно, сейчас нет даже возможности для сопоставления военных потенциалов России и Грузии, сейчас нет речи о военной грузинской угрозе", - заключил Храмчихин.