С приближением ноябрьского саммита "Восточного партнёрства" в Вильнюсе, в рамках которого участники программы собираются парафировать Соглашение об ассоциации и Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) с ЕС, кроме политической стороны процесса актуализируется и ее экономическая составляющая.

До сих пор нет более или менее конкретных расчетов на счет того, как повлияет DCFTA на рынок и структуру экономики Армении, сулит ли оно дивиденды для армянских производителей, с какими вызовами они столкнутся при вступлении страны в полумиллиардный европейский развитый, насыщенный и брендированный рынок? Сможет ли импортоориентированная экономика Армении подняться и эффективно интегрироваться с европейским рынком, провести внутренние изменения, производить конкурентоспособные товары или же останется импортным придатком ЕС? Пока всем ясно одно - быстрого эффекта ожидать не стоит.

Согласно подсчетам Еврокомиссии, соглашение позволит Армении провести модернизацию в своих торгово-экономических отношениях и развивать экономику на основе гармонизации законов и норм в различных сферах торговли. Ключевые сферы экономики страны будут приведены в соответствие с европейскими стандартами. "Исследования показали, что благодаря указанному соглашению доходы экономики Армении вырастут на 146 млн евро в год, что составляет 2,3% от ВВП страны. Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли позволит увеличить экспорт страны на 15,2%, а импорт - на 8,2%, что улучшит торговый баланс", - отмечается в сообщении Еврокомиссии.

Для сравнения отметим, что ожидающийся годовой рост ВВП Армении от DCFTA примерно сопоставим с суммой предполагаемого российского гранта для субсидирования 30% стоимости поставляемого в Армению из России газа.

Приведение в соответствие ключевых сфер экономики со стандартами Евросоюза помимо инвестиций для модернизации существующих мощностей, подразумевает также установление новых лабораторий, выдающих лицензии качества и безопасности. Это в свою очередь означает новые затраты, которые, по словам председателя постоянной парламентской комиссии по вопросам экономики Вардана Айвазяна, насчитывают миллионы долларов. "Для того чтобы производимые в Армении продукты смогли попасть на европейский рынок после его открытия, нам необходимо установить несколько крупных лабораторий, выдающих стандарты качества. Только лаборатория по качеству продуктов питания стоит примерно 4-5 млн долларов. Если учитывать и другие сферы экономики, речь уже пойдет о десятках миллионов долларов", - подчеркнул в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Айвазян.

Он считает, что с привлечением средств на покупку и установление указанных лабораторий особых проблем не должно быть, поскольку DCFTA (который еще не обнародован и мало кто информирован о его содержании - ред.) подразумевает выделение грантовых средств на реализацию таких программ. "Если мы вступаем на огромный европейский рынок, должны быть готовы к его стандартам, новым реалиям. Приведение нашей продукции в соответствие с европейскими стандартами означает новые инвестиции, которые можно привлечь в виде грантовых средств ЕС", - пояснил парламентарий.

Даже если производимые в Армении товары, особенно сельскохозяйственные, будут полностью соответствовать европейским стандартам, они все равно, уверен председатель Союза отечественных производителей Армении Вазген Сафарян, не будут конкурентоспособны на европейских рынках.

Сафарян считает, что местные производители, кроме сферы легкой промышленности, могут оказаться в невыгодном положении после ратификации DCFTA. "Во-первых, сельхозпродукты Армении, как по качеству, так и по цене не могут конкурировать с европейскими товарами. Сельское хозяйство в Европейском Союзе благодаря большим дотациям, выпускает на рынок продукцию по демпинговым ценам. Мы не можем конкурировать с ними на их же рынке, поскольку сельхозсфера Армении помимо малых дотаций, рассматривается и как источник госдоходов. Порядка 30% бюджет Евросоюза уходит на дотацию сельского хозяйства", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Вазген Сафарян.

В плане промышленности, по словам Сафаряна, Армении грозит перспектива остаться сырьевым придатком ЕС. "Дело в том, что у Европы развитая тяжелая промышленность с 200 летней историей. Армения пока поставляет в ЕС только сырье (в основном медно-молибденовый концентрат и молибденовую продукцию - ред.). У Армении и ЕС совершенно разные культуры производства в сфере промышленности. Как здесь может произойти интеграция, я не понимаю. В этом плане Армения может оставаться лишь сырьевым придатком Европейского Союза", - подчеркнул он, добавив, что Еревану следует интегрироваться в северном направлении, поскольку "у нас одна и та же культура промышленности".

"Мы из одной среды и соответственно можем вместе развивать промышленность, тем более что в настоящее время Россия желает провести второй этап индустриализации и поднять свою наполовину разваленную промышленность. В целом нам необходимо сейчас интегрироваться с Россией и поднять совместными усилиями наши экономики. После этого в рамках объявленной Россией концепции свободного передвижения товаров в зоне от Атлантики до Тихого океана тесно сотрудничать и с ЕС", - считает председатель Союза отечественных производителей.

Некоторые эксперты в Армении полагают, что Соглашение об Ассоциации, частью которого является DCFTA, может вовсе означать конец олигархии и монополиям, "поскольку на рынке будут созданы равные условия под диктатом закона".

Главный секретарь организации "Европейские друзья Армении" Майкл Кембек, который достаточно информирован о процессе евроинтеграции Армении, придерживается диаметрально иной позиции. Он считает, что Ассоциативное соглашение вовсе не сулит конец олигархии. "Наоборот, крупные предприниматели тоже выиграют, однако с другой стороны соглашение приведет к подъёму остальных игроков", - подчеркнул он, добавив, что быстрого эффекта не стоит ожидать. На его взгляд, открытие европейского рынка перед Арменией может изменить структуру ее экономики. "Конечно, экономика Армении импортоориентированная, но это следствие неправильного выстраивания ее структуры. Ассоциативное соглашение в этом плане может изменить структуру экономики, открыть ее рынок и создать равные условия для всех игроков", - подчеркнул Кембек.

Подготовил Аршалуйс Мгдесян