Румыния продолжает придерживаться позиции о необходимости вывода российских войск и вооружений из Приднестровья "в соответствии с обязательствами России и решением саммита ОБСЕ в Стамбуле 1999 года". Как сообщило 26 июля румынское информационное агентство Mediafax, об этом заявил глава МИД Румынии Титус Корлэцян. По его словам, в этом контексте стоит говорить и о "суверенном выборе государства Республика Молдова по этой проблеме".

По словам румынского министра, в ходе состоявшегося в начале июля визита в Москву, у него сложилось впечатление о том, что в этом "деликатном" вопросе возможен прогресс. "Очевидно, что это более сложная и деликатная тема. Очевидно, что ее аспекты обсуждаются в формате переговоров "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Но здесь все же, на уровне принципов, я должен сказать, что у нас были схожие позиции в Москве - как у Румынии, так и у Российской Федерации - посредством позиции, выраженной на пресс-конференции министром Лавровым, когда мы приветствовали необходимость прогресса в формате "5+2" по ключевым вопросам, которые до этого обходили стороной", - заявил Корлэцян.

Говоря в целом о румыно-российских отношениях, глава МИД Румынии отметил, что для организации двусторонних визитов на высшем уровне - премьеров и президентов - сторонам "еще предстоит поработать". "Хорошо, когда диалог идет на уровне министров иностранных дел, других институтов, но было бы неплохо, чтоб он был и на высшем уровне - президентов и премьер-министров. Это повестка, над которой, безусловно, необходимо поработать", - отметил Корлэцян.

Справка ИА REGNUM: Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из Приднестровья, звучащие на протяжении ряда лет, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил. "Стамбульские обязательства" 1999 года в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в ПМР нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО. При этом "стамбульские обязательства" не касались и не могли в силу вышеуказанных юридических обстоятельств касаться российских войск и миротворцев в ПМР, о чем не может не знать Румыния, де-факто воевавшая против Приднестровья на стороне Молдавии. Кроме того, вопроса о нахождении российских войск и вооружений в Приднестровье нет в официальной повестке формата "5+2". Стоит также отметить, что Румыния не является участником ни одного из форматов молдавско-приднестровского урегулирования, хотя очень к этому стремится.