Литовские официальные лица вводят в заблуждение общественность своей страны относительно действий Белоруссии по соблюдению Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо), говорится в заявлении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды республики. Как отмечают в Минприроды РБ, по всем признакам литовская сторона пытается не допустить конструктивного взаимодействия двух государств для выполнения рекомендаций Комитета по осуществлению Конвенции Эспо, целенаправленно добивается максимального затягивания данного процесса. Белорусская сторона напоминает, что в соответствии с рекомендациями Комитета по осуществлению Конвенции Эспо Белоруссия продолжила процедуру трансграничной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на основе окончательной документации по ОВОС Белорусской АЭС. В этой связи и в соответствии с положениями Конвенции Белоруссия предложила Литве согласовать последовательность шагов, ответила на все вопросы Литвы. Предложения о проведении консультаций направлялись литовской стороне за последние полтора года многократно как в письменной форме, так и в устной в ходе официальных встреч. С февраля 2013 года белорусская сторона делала это фактически ежемесячно. "Несмотря на наши обоснованные просьбы, официальный Вильнюс так и не предоставил переданную нами информацию литовской общественности", - говорится в заявлении Минприроды Белоруссии.

"Позиция властей Литвы в вопросе строительства Белорусской АЭС для тех, кто следит за данной ситуацией, является очень узнаваемой, - заявил ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Точно такие же аргументы чиновники Литвы приводили в дискуссиях с Россией по вопросу строительства Балтийской АЭС, они практически не изменились. Да и сами "методы" дискуссии остались точно такими же: то, что выгодно для республики, выносится вперёд, поднимается на щит, а то, что опровергает позицию властей республики, показывает её несамостоятельность, всячески замалчивается. Например, ситуация с проведением ОВОС. Ведь Россия в случае с Балтийской АЭС даже переводила ОВОС на литовский язык и передавала документы через дипломатические каналы, однако в МИДе республики заявляли о том, что никаких документов не получали, и отказывались проводить слушания по проекту. Кроме того, создавая многочисленные фильтры на пути полной и объективной информации о Белорусской АЭС литовские чиновники фактически нарушают целый ряд положений республиканской конституции, в частности право на получение информации, её поиск и распространение (статья 25). Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод: за длительное время позиция властей Литвы по строительству АЭС в соседних с ней странах так и не стала более конструктивной. Это вряд ли затормозит осуществление проектов Балтийской АЭС и Белорусской АЭС, но совершенно точно двигает Литву к странам, с которыми в мире хотят всё меньше и меньше общаться, а само общение свести к официальному дипломатическому взаимодействию. Вряд ли это нужно и Литве, и её народу, однако ситуация развивается в неблагоприятном для них направлении. Хочется надеяться, что здравый смысл всё же возобладает в коридорах литовской власти и чиновники пойдут навстречу тем, кто хочет договориться с ними и не хочет конфликтовать. С другой стороны, Россия и Белоруссия реализуют свои проекты в полном соответствии с нормами международного права, поэтому, понимая, что власти Литвы хотят просто помешать строительству, не следует увязать в политических псевдодискуссиях".

"Проблема с волеизъявлением граждан Литвы по вопросу строительства Белорусской АЭС возникла из-за того, что официальный Вильнюс стремится максимально затянуть обсуждаемый вопрос строительства АЭС в Белоруссии, используя сценарий, опробованный при обсуждении Балтийской АЭС, - отметил начальник аналитического отдела ЗАО "Инвестиционная компания ЛМС" Дмитрий Кумановский. - Тогда трансграничная оценка воздействия на окружающую среду была, несмотря даже на сделанный перевод на национальный язык Литвы, фактически проигнорирована прибалтийским государством, которое не раскрыло для своих граждан его содержание, чтобы начать общественные слушания. По всей видимости, Литва и дальше будет прикладывать усилия, чтобы затруднить реализацию проекта Белорусской АЭС в срок".