Литовские официальные лица вводят в заблуждение общественность своей страны относительно действий Республики Белоруссия по соблюдению Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо), говорится в заявлении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Белоруссия. Как отмечают в Минприроды республики, по всем признакам литовская сторона пытается не допустить конструктивного взаимодействия двух государств для выполнения рекомендаций Комитета по осуществлению Конвенции Эспо, целенаправленно добивается максимального затягивания данного процесса. Белорусская сторона напоминает, что в соответствии с рекомендациями Комитета по осуществлению Конвенции Эспо Белоруссия продолжила процедуру трансграничной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на основе окончательной документации по ОВОС Белорусской АЭС. В этой связи и в соответствии с положениями Конвенции Белоруссия предложила Литве согласовать последовательность шагов, ответила на все вопросы Литвы. Предложения о проведении консультаций направлялись литовской стороне за последние полтора года многократно как в письменной форме, так и в устной в ходе официальных встреч. С февраля 2013 года белорусская сторона делала это фактически ежемесячно. "Несмотря на наши обоснованные просьбы, официальный Вильнюс так и не предоставил переданную нами информацию литовской общественности", - говорится в заявлении Минприроды Белоруссии.

"Потеряв инициативу в формировании энергетического центра региона, литовское политическое руководство сознательно саботирует крупнейшие энергетические проекты соседей, - заявил директор информационно-аналитического управления ЗАО "ИК "Энергокапитал" Александр Игнатюк. - Остановка Игналинской АЭС, отсутствие финансовых возможностей для строительства новой станции, отказ от формирования инвестиционного синдиката, - целый ряд событий послужил причиной потери Литвой статуса энергетического центра региона и сделал развитие данного прибалтийского государства фактически зависимым от внешних поставщиков энергии. Тем не менее, ряд неудач не сумел остановить распространение чрезмерно широких политических амбиций руководства страны. Избавив страну от относительно стабильного уровня собственной энергетической безопасности, а бизнес от конкурентного преимущества, литовское руководство принялось за сопредельные страны".

"Ситуация с Белорусской АЭС полностью повторяет историю с Балтийской АЭС в Калининградской области: все то же отсутствие желания прочесть документы экологической экспертизы на родном литовском языке, все то же игнорирование ответов на вопросы, все то же желание замолчать собственную несостоятельность, - отметил он. - С нашей точки зрения, руководителям проектов Белорусской АЭС и Балтийской АЭС целесообразнее начать общаться с литовским бизнесом и гражданами страны, испытывающими проблемы, связанные с повышением коммунальных расходов, и начать симметрично игнорировать литовское политическое руководство".