До начала 1990-х годов в России не было финансового рынка, затем "кто-то умный" решил разделить функции финансового регулятора между несколькими ведомствами, заявил на круглом столе 12 июля вице-президент РСПП Виктор Плескачевский, передает корреспондент ИА REGNUM. По его словам, одобренный два дня назад Советом Федерации закон о создании мегарегулятра на базе Центробанка имеет целью оптимизацию процесса финансового регулирования.

В 2004 году, отметил он, подобная попытка уже предпринималась, тогда была создана Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), но этот опыт оказался неудачным.

Как пояснил заведующий кафедрой "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко, Центральный Банк выбран площадкой для создания мегарегулятора из прагматических соображений: он имеет опыт управления банковским сектором, располагает материальной базой и кадровым потенциалом. По мнению ученого, такой выбор в современной России является оптимальным. Используя свой опыт, ЦБ в новом качестве сможет стать своеобразной службой "одного окна" для всей участников финансового рынка.

Другие участники дискуссии назвали этот выбор неудачным. По мнению Виктора Плескачевского, он годится только для небольших рынков, а для России это тупиковый путь. Доцент экономического факультета МГУ Олег Буклемишев считает, что Центробанк не имеет ничего общего с теми субъектами, которые теперь передаются в его ведение (страховая деятельность, кредиты, биржи, пенсионные накопления и прочее), и не сможет эффективно регулировать их деятельность. По мнению доцента факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Максима Сафонова, в ЦБ и так собрано много конфликтующих между собой функций, что вряд ли сделает его эффективным мегарегулятором.

Эксперты сошлись на том, что финансовый мегарегулятор России необходим, но выбранная схема, скорее всего, окажется временной и в перспективе будет пересмотрена. Как отметил Виктор Плескачевский, "решение принято, уже ничего не поделаешь, наверное, придется сходить в этот тупичок для того, чтобы потом думать, как возвращаться из него".

Напомним, закон о создании финансового мегарегулятора был одобрен Советом Федерации 9 июня 2013 года. Документ предполагает передачу Центральному Банку России функций ФСФР, а именно контроль за страховой деятельностью, кредитной кооперацией и микрофинансовой деятельностью, деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и брокеров, а также надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года.