Экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы" опровергла версии гибели линкора "Лефорт"
Москва, 11 июля, 2013, 12:02 — ИА Регнум. IX международная поисковая подводная экспедиция "Поклон кораблям
Как рассказал дайвер, "линкор "Лефорт" был обнаружен нашей поисковой командой 4 мая 2013 года, тогда же были проведены первые погружения на этот легендарный корабль, а в начале июля, в летней серии подводных исследований, начато детальное обследование, фото- и киносъёмка, и сбор данных для расследования причин гибели этого парусного гиганта. В результате нами были опровергнуты версии о том, что "Лефорт" погиб от смещения на один борт пушек среднего и нижнего яруса - все пушки и грузы этих палуб до сих пор находятся на своих штатных местах и крепко закреплены. Кроме того, опровергнута версия о возможном смещении груза, находящегося на верхней палубе. Видеосъёмки и результаты обследования показали, что груз - запасные мачты и другие элементы рангоута и парусной оснастки, были закреплены на своих местах и раскатились по палубе уже после произошедшей трагедии, когда удерживавшие их канаты прогнили за долгое время нахождения под водой".
IX международная поисковая подводная экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы -2013" работала на акваториях Балтийского моря с 29 июня по 9 июля. Главная цель нынешнего выхода в море - продолжение исследований на борту погибшего в 1857 г. линкора "Лефорт". В составе экспедиции - 10 опытных дайверов, подводных фотографов и операторов, среди которых Константин Богданов - инициатор и бессменный руководитель проекта; Филипп Якимов и Сергей Кравчук - мастера фото- и киносъёмок на морском дне; дайверы Роман Прохоров, Иван Боровиков, Алексей и
"Нам удалось совершить 7 погружений, - рассказал корреспонденту ИА REGNUM Богданов, - при этом штормовая погода испытывала нас только в первый день поисков, а потом от природы мы получили настоящий подарок: пять дней отличной погоды! Но потепление в нашем случае сыграло и отрицательную роль: на глубине ухудшилась видимость, и если в первые дни было до 5 метров, то далее - не более 3 метров. А ведь мы, кроме обязательной технической фото- и киносъёмки снимаем и документальный фильм об истории линкора "Лефорт" для телеканала "Звезда". Разрешите уточнить, что легендарный корабль лежит на глубине 65 метров (по грунту), температура воды там всего 3-4 градуса Цельсия, так что пришлось прилично потерпеть на дне во время обследования объекта. Зато "отстаивались" мы при комфортной температуре 17 градусов на глубине 6 метров - после ледяного морского дна это уже было ощущение как на горячем сочинском пляже. Дайверы работали, естественно, на "тримиксе" - кислород-азот-гелийных смесях. Мы обследовали "Лефорт" не только снаружи, но и проникли во внутренние его помещения, начаты детальные промеры расположения грузов и орудий на палубах - верхней и батарейных: именно эти данные позволили нам опровергнуть версию о гибели гигантского корабля в результате смещения грузов и пушек на верхних палубах - всё тут находилось в образцовом содержании, как и полагается во флоте, и тем более, что плавание корабля происходило в весьма свежую, предштормовую погоду. Надо искать дальше, надо проникать в нижние помещения - искать и искать причину гибели этого колосса, что мы и планируем на следующие поисковые сессии".
Особенностью нынешней экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы-2013" является то, что в ходе поисков применялся телеуправляемый подводный аппарат, который предоставила российская компания "Тетис Про". По этому поводу руководитель проекта подчеркнул, что "использование телеуправляемого аппарата позволило значительно сократить экстремальное напряжение людей-ныряльщиков, фактически мы сэкономили два погружения, избежали опасных перенапряжений, ведь людям нужен хороший отдых между работами на таких серьёзных глубинах".
В ходе экспедиции 2013 года начата работа над созданием виртуального музея легендарного российского парусника "Лефорт". Этот уникальный общественный гуманитарный проект будет реализован при поддержке и в рамках празднования 20-летия ОАО "АК "
Касаясь планов экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" Богданов подчеркнул, что "на линкоре "Лефорт" необходимо проведение ещё как минимум двух исследовательских экспедиций, чтобы утвердиться на окончательной версии о причинах гибели корабля и запустить красивый виртуальный подводный музей этого объекта, но конечно же, для полного его изучения потребуется несколько сезонов. Вопрос о подъёме линкора "Лефорт" на поверхность пока не обсуждается".
Как всегда, с 2005 года, международная подводная поисковая экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы" проводится при поддержке председателя координационного совета экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" генерала армии Николая Ковалёва,
Справка ИА REGNUM. Линейный корабль "Лефорт" Российского императорского флота относился к линейным кораблям 84-пушечного ранга, типа "Императрица Александра". Водоизмещение его 3500 тонн, длина 58,3 м (по верхней палубе). Всего было построено в Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе в период между 1826-1844 гг. восемь линейных кораблей этого типа. 9 сентября 1857 (22.09.1857 по новому стилю), воспользовавшись попутным юго-западным ветром, отряд в составе однотипных линейных кораблей "Лефорт", "Владимир" и "Императрица Александра" вышел из порта Ревель в Кронштадт для перехода на зимовку в связи с окончанием летней компании. Утром 10 сентября 1857 г. ветер переменился на северный со шквалами и снегом. Переходя с галса на галс, эскадра пыталась удержаться на месте между островами Гогланд и Большой Тютерс. Примерно в 7.30 утра, во время очередного поворота на новый галс, порыв ветра положил "Лефорт" на левый бок. Проведя некоторое время в этом положении, корабль опрокинулся и исчез под водой. Никто не спасся, с кораблем погибли: командир - капитан 1-го ранга Александр Михайлович Кишкин, 12 офицеров, 743 матроса, 53 матросские жены и 17 детей, всего 826 человек. В истории Балтийского моря до гибели в 1994 году пассажирского парома "Эстония", трагедия линкора "Лефорт" была самой крупной в мирное время.