Непосредственной связи между передачей власти в Катаре от шейха Хамада бен Халифа к сыну Тамиму, отстранением от власти президента Египта Мухаммеда Мурси и ослаблением позиций вооруженной сирийской оппозиции не существует. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. По его словам, совпадение во времени перечисленных событий не значит, что между ними имеется прямая взаимосвязь.

"После дня наступает ночь, и это не зависит от того, в какой части арабского мира это происходит. Исламисты сдают свои позиции в Сирии, что отчасти обусловлено высоким уровнем пассивности "Сирийской свободной армии" (ССА). Эксперты прогнозируют ее активизацию ближе к концу лета и началу осени. В Египте военные устали ждать от власти действий, целесообразных с точки зрения этих же военных. На носу была гражданская война, и армия пока что (именно пока что) приостановила ее начало. Что касается Катара, то тут имела место мирная, добровольная передачи власти Тамиму бен Ахмаду аль Тани - еще большему радикалу, чем его предшественник. После окончательного завершения процесса передачи власти наследник с удвоенным рвением продолжит поводить нынешнюю катарскую политику", - заявил Сатановский.

При этом эксперт подчеркнул, что Доха в последнее время дистанцировалась от сирийского конфликта, предоставив "рулить" в этом вопросе Саудовской Аравии. "Как только президент Сирии Башар Асад начал удачно громить воюющих против него оппозиционеров, сирийская повестка была передана Катаром в руки саудитов - вечных конкурентов-союзников. Здесь, знаете, мы имеем дело с так называемым террариумом единомышленников, когда провалы союзника радуют больше, чем его успехи. По всей видимости, Катар в ближайшее время больше сконцентрируется на египетском направлении", - отметил Сатановский, добавив, что отстранению от власти Мухаммеда Мурси очень обрадовались в... Эр-Рияде.

"Конечно, Саудовская Аравия рада, что исламистов в Египте убрали. Этих исламистов нужно было отстранить, чтобы к власти пришли другие исламисты, а именно - салафиты, следовательно, Эр-Рияд поддержит уход Мурси. Впрочем, свержение "Братьев-мусульман" не означает, что они раз и навсегда ушли из египетской политики. Гражданская война в Египте все еще значится в повестке дня, следует ожидать атак разноликих исламистов, которые будут все чаще о себе напоминать", - выразил уверенность Сатановский.

Непосредственной связи между сменой власти в Егитпе и сирийским конфликтом эксперт тоже не усматривает. "Сирийское руководство немедленно отреагировало на отстранение Мурси. Еще бы, ведь египетский президент буквально только что разорвал дипотношения Каир-Дамаск, и вот он уже не президент. Но это скорее обычное человеческое злорадство, нежели нечто политико-дипломатическое. В целом же в каждой из рассматриваемых стран события пойдут своим чередом", - заметил директор Института Ближнего Востока, добавив, что сравнивать, конечно, можно все что угодно, но с учетом местной специфики и натяжкой на локальные реалии. "Сравнивали ведь протесты в Египте и Турции. В первом случае военные свое слово вставили, во втором молчали. Специфика", - резюмировал Евгений Сатановский.