Эксперт: Для преодоления стагнации в Белоруссии могут потребоваться "непопулярные меры"

Москва, 4 июля 2013, 17:15 — REGNUM  Согласно опубликованным Белстатом данным по балансу внешней торговли товарами в январе-мае 2013 года, значительно ниже аналогичного уровня 2012 года оказались показатели оборота, экспорта и импорта, а сальдо внешней торговли сменило своё значение на отрицательное. Сложившаяся ситуация в экономике неизбежно отразится на социальном благополучии белорусов, хотя Белстат констатирует стабильность низкой отметки безработицы, а правительство заверяет в реалистичности утверждённого Александром Лукашенко официального прогноза социально-экономического развития на текущий год. Ситуацию прокомментировал 4 июля в интервью ИА REGNUM белорусский экономист Александр Синкевич:

По итогам первых пяти месяцев 2013 г. можно говорить о начавшейся стагнации в белорусской экономике. Многие индикаторы экономического развития оказались значительно хуже прогнозных показателей - так, рост ВВП составил всего 1,1% при годовом плане 8,5%. На динамике ВВП прежде всего сказался объем экспорта, который упал почти на 20% при годовом прогнозном росте на 15,2%. Причем экспорт товаров упал на 24,2%, а отрицательное сальдо по торговле товарами достигло почти $1,4 млрд, хотя общее сальдо внешней торговли пока остается положительным.

Таков негативный эффект от ликвидации схемы экспорта в Европу нефтепродуктов под видом растворителей и смазок, усугубленный сложной мировой рыночной конъюнктурой. Продажи многих ключевых позиций белорусской промышленности упали на 10-50% в натуральном выражении (холодильное оборудование на 10%, нефтепродукты на 17%, трактора на 20%, сельскохозяйственная техника - на 21%, тягачи - на 41%, грузовики - на 50%). Одновременно снизились и средние цены экспорта, что еще больше ухудшило стоимостные показатели и практически нивелировало количественный рост продаж таких позиций, как калийные удобрения, мясо, сжиженный газ и др.

Основной удар пришелся по внешней торговле с дальним зарубежьем: экспорт товаров упал на 37,4%, а в страны Евросоюза - даже вдвое, что связано, прежде всего, с ликвидацией схемы поставок растворителей. На этом фоне экспорт белорусских товаров в страны Таможенного союза демонстрирует хотя и скромный, но рост - на 4% за первые пять месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Решить указанные проблемы белорусское руководство пытается несколькими способами. Прежде всего - активизацией контактов со странами дальнего зарубежья и лоббированием интересов белорусских производителей на азиатских рынках. Однако моментального эффекта от такой деятельности быть не может, тем более, что данный рынок очень сложен для вхождения - как в силу плотной конкурентной среды, так и ввиду невысокой платежеспособности региона.

Падение экспорта товаров Белоруссия пробует компенсировать наращиванием экспорта услуг, который вырос с $3,5 млрд в 2009 г. до $6,6 млрд в 2012 г., и имеет все шансы достигнуть $7,6 млрд в 2013 г. при положительном сальдо около $3 млрд. В структуре экспорта Белоруссии услуги сейчас составляют около 15% и вполне могут увеличиться еще в несколько раз, приблизившись к среднеевропейским показателям. С одной стороны, эта тенденция соответствует тренду постиндустриального развития экономики, с другой - заключает в себе серьезные риски, характерные для любого нематериального сектора экономики.

Поэтому особые надежды белорусское руководство возлагает на объявленную масштабную модернизацию реального сектора экономики, которая призвана улучшить соотношение цена/качество белорусской продукции. Данное мероприятие потребует значительного времени и серьезных инвестиций, учитывая накопившееся технологическое и управленческое отставание белорусской промышленности даже от азиатских стран. Поэтому ожидать в этом и даже следующем году плодов от модернизации не приходится, а прогнозные показатели по росту ВВП на 8,5%, скорее всего, выполнены не будут.

Но основной риск модернизации связан с продолжающимся мировым кризисом, который оставляет все меньше возможностей для захвата новых рынков - даже при условии успешной модернизации национальной промышленности. Это создает угрозу всей белорусской социально-экономической модели, которая должна трансформироваться прямо в процессе вынужденной интеграции в мировую экономическую систему, которая сама переживает болезненную трансформацию. Данные угрозы чреваты, прежде всего, усилением оттока квалифицированных кадров за пределы Белоруссии и снижением качества жизни населения.

Нивелировать эти риски можно лишь усилением региональной интеграции со стратегическими партнерами, даже если она будет противоречить требованиям глобальных регуляторов, с одновременным вовлечением белорусского общества и бизнеса в процесс модернизации, начатый государственными органами. Причем само понятие "модернизация" должно подразумевать не столько технологическую составляющую, сколько управленческую. Для успеха подобных мероприятий властные элиты Белоруссии и соседних стран должны иметь политическую волю и управленческую компетенцию.

В любом случае, в ближайшие год-два белорусский бюджет будет испытывать серьезную нагрузку и угрозу "кассовых разрывов", усиленную необходимостью возврата крупных внешних займов (почти $6 млрд в 2013-2014 гг.). Пока что правительству удается решать эту проблему за счет удачной реструктуризации долга путем привлечения кредитных ресурсов ЕврАзЭС, размещения облигаций и др. Однако если во второй половине 2013 г. негативные тенденции в белорусской внешней торговле будут нарастать, то могут потребоваться непопулярные меры по выравниванию торгового сальдо с неприятными социальными последствиями.

Напомним, 25 сентября 2012 года Александр Лукашенко подписал указ № 418, которым утверждены параметры прогноза социально-экономического развития Белоруссии на 2013 год: рост ВВП составит 8,5%, производительность труда (по ВВП) вырастет на 9,3%, на 15,2% - экспорт товаров и услуг, сальдо внешней торговли товарами и услугами составит +0,7% к ВВП, энергоемкость ВВП снизится на 7%, прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на чистой основе будет привлечено в объеме $4,5 млрд, ввод в эксплуатацию жилья составит 6,5 млн кв.м. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году должны составить 106,5% к уровню 2012 года, а средняя зарплата по республике к концу 2013 года достигнет $600.

Как сообщало ИА REGNUM, 13 июня Белстат проинформировал: по итогам января-мая 2013 г. объём ВВП Белоруссии составил в текущих ценах 217,6 трлн белорусских рублей ($25 млрд) - на 1,1% больше аналогичного периода 2012 г. (в сопоставимых ценах). Объем внешней торговли товарами и услугами за этот же период составил $29,1054 млрд или 85% от аналогичного уровня 2012 года, в т.ч. $14,7044 млрд экспорт (80,4%) и $14,401 импорт (90,4%); сальдо для Белоруссии сложилось положительным на уровне $303,4 млн.

По итогам I полугодия 2013 г. Белоруссия удерживала пальму первенства среди стран Евразии по темпам инфляции и росту потребительских цен. Численность белорусских безработных, поставленных на учёт в госорганах, на конец мая 2013 г. составила 0,5% от экономически активного населения. В мае средний размер пособия по безработице в Минске составил 182 тыс бел. руб. ($21 в эквиваленте).

Также напомним, невыполнение прогнозных показателей, снижение экспорта и затоваренность складов белорусских предприятий стало причиной нескольких совещаний руководства республики. По мнению экспертов, отсутствие позитивных изменений в экономике и внешних кредитов приведёт к очередной девальвации белорусского рубля. Всемирный банк прогнозирует рост ВВП Белоруссии на 2,5% в 2013 году. По оценкам МВФ, в 2013 году реальный ВВП Белоруссии увеличится на 2,1%. Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service подтвердило долгосрочные рейтинги долговых обязательств Белоруссии по государственным облигациям в иностранной и национальной валютах на уровне "B3", оставив неизменным присвоенный в 2011 году "негативный" прогноз.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.