Создание автономного курдского парламента в городе Диарбекир на юго-востоке Турции укладывается в логику процесса турецко-курдского примирения. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил тюрколог Артак Шакарян, комментируя информацию о решении создать в Диарбекире курдский парламент в составе девяти человек, который будет иметь полномочия региональной власти. По словам Шакаряна, в последние месяцы премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и курдские лидеры достигли определенного прогресса в процессе примирения, который, в частности, выливается в определенные преференции для курдов.

"Премьер-министра Эрдогана хоть и обвиняют в достаточно отчетливом деспотизме, тем не менее, он в основном борется с националистами и гораздо более толерантен, терпим по отношению к национальным меньшинствам, чем были его предшественники, скажем, лет 30 назад. Тогда в Турции на серьезном научном уровне пытались доказать, что курды - те же турки, которые ушли в горы и так долго там жили, что позабыли и язык, и свою идентичность. С приходом Эрдогана эта тема была просто забыта, и в современной Турции о курдах говорят, обсуждают курдский вопрос, а курдские деятели выступают с достаточно смелыми заявлениями, тот же мэр Диарбекира Осман Байдемир. Были также случаи, когда курдские депутаты осмеливались выступать в национальном парламенте на курдском языке. Это разительно отличается от ситуации в прошлом веке", - заметил Шакарян.

По мнению тюрколога, "курдская тактика" Эрдогана заключается в стремлении переманить курдское меньшинство на свою сторону на почве общего недруга - националистов, а также попытаться использовать их в рамках своей стратегии по региону, то есть против стран-соседей. "Турецкий премьер понял, в чем заключалась ошибка националистов: применение силы рождает ответную реакцию. Зато теперь курдские повстанцы, еще недавно боровшиеся против турецкого правительства, покидают страну, причем делают это во всеоружии. И куда, по-вашему, они направляются? Верно, в Сирию, где им предстоит бороться против президента этой страны Башара Асада. По-видимому, Анкара на пару с Вашингтоном предложили турецким курдам автономию в Сирии. Фактически ситуация сложилась таким образом, что поэтапный вывод курдских формирований из Турции и предоставленная курдам возможность самоорганизации - фактор, способствующий успеху эрдогановской стратегии", - предположил собеседник.

На замечание о том, что совсем недавно в Сирии местные курды вступили в противостояние с террористами, воюющими против Асада, эксперт посоветовал не рассматривать турецких и сирийских курдов как нечто единое. "Сирийским курдам автономию обещал Башар Асад, турецким - Реджеп Тайип Эрдоган"

Возвращаясь к теме создающегося курдского межлиса в Диарбекире и отвечая на вопрос о том, не может ли в будущем это стать основой для дальнейшего процветания курдского движения в Турции и не приблизит ли это курдов и полноценной автономии в составе самой Турции, Шакарян сказал следующее: "Турецкие курды сегодня больше всех готовы воспользоваться результатом гипотетически возможного развала Турции - достаточно высокая плотность этнически курдского населения в отдельных провинциях, оружие на руках повстанцев и пр. Эрдоган это вполне четко осознает это и пытается переформатировать противостояние с курдами, передав инициативу из рук горцев с автоматами в руки курдов-парламентариев. Ему гораздо легче иметь дело с либералами и демократами из курдского лагеря, чем с принципиально настроенными повстанцами. Это, с одной стороны, упрощает задачу сохранения контроля над ситуацией, создает возможность более гладко решать те или иные проблемы, которые могут возникнуть в будущем - ведь в руках курдов либерально-парламентского толка оружия уже не будет. С другой стороны, курды сами устали от конфликта, от войн, крови, они хотят мира и стабильности или хотя бы передышки. Сделка с Эрдоганом - оптимальный вариант для этого".

Обобщая, Артак Шакарян не стал делать прогнозы насчет возможного развития событий в рамках турецко-курдского примирения. По мнению эксперта, процесс, невозможный еще 10 лет назад, сегодня, вопреки мнениям многих скептиков, сдвинулся с места. "Власти прилагают усилия по реализации задуманного. При этом в Турции есть силы, которым это все не нравится. В современных условиях высокого динамизма прогноз по такой сложной тематике - гадание на кофейной гуще. Посмотрим", - резюмировал тюрколог.