Бюджетное послание правительству, оглашенное президентом на прошлой неделе, 13 июня, показало обществу очертание новой идеологии экономического и социального развития России. Основным показателем, учитывающимся при составлении бюджета, являлась и продолжает оставаться динамика мировой цены на нефть. С 2000 года, вплоть до середины 2012 года, цена нефти и спрос на неё, за исключением 2008 года, когда начался мировой финансовый кризис, постоянно росли. Так в 2003 году среднегодовая стоимость нефти марки Brent составляла 28,4 $/баррель, при спросе 76 млн. баррелей в день. И хотя мировой спрос на нефть в 2011 году, по сравнению с 2003 годом вырос примерно на 18% - до 87 млн. барр./день, зато цена нефти за эти восемь лет выросла без малого в 4 раза, достигнув 110 $/баррель.

Однако в 2012 году из-за продолжающегося финансового кризиса мировая экономика оказалась в стагнации, что отразилось на замедлении увеличения спроса на нефть и консолидации её котировок. В 2012 году спрос составил 89 млн. баррелей в день, прогноз на 2013 год 90 млн. барр/день, в свою очередь среднегодовая цена нефти как в 2011, так и в 2012 году составила 110$/барр., прогноз на этот год так же показывает ценовой уровень $110.

Постоянный рост цен и увеличение спроса на нефть позволяли правительству наращивать бюджетные расходы. Бюджет России в 2003 году составлял 2,4 трлн. рублей, в 2007 году 5,5 трлн. рублей, а в 2011 году 11,2 трлн. рублей. В 2012 году расходы федерального бюджета составили 12,9 трлн. рублей, сам бюджет был исполнен с небольшим дефицитом 0,013 трлн. рублей. В 2013 году траты бюджета запланированы на уровне 13,4 трлн. рублей. Как видим остановка роста цен на углеводороды повлекла остановку роста бюджетных расходов.

Необходимо отметить, что начиная с 2012 года, при составлении бюджета действует так называемое бюджетное правило. Исходя из него, бюджет на 2013 год верстался из расчёта средней за десять лет цены на нефть - $91 за баррель. Все доходы, полученные от продажи нефти выше этой цены, идут в Стабилизационный фонд и Фонд национального благосостояния. Бюджетное правило предохраняет бюджет от резкого роста бюджетного дефицита в случае падения цен на нефть, но не снимает угрозы его зависимости от конъюнктуры на нефтяном рынке.

Желание правительства и президента смягчить социальную напряжённость в стране, сократить социальный разрыв между богатыми и бедными, справедливо оценить работу врачей и учителей, улучшить сферу медицинских услуг и образования, привело к значительному росту бюджетных расходов по социальным статьям. Это отразилось на зависимости бюджета от экспорта углеводородов. Если в 2004 году доля нефтегазовых доходов в бюджете составляла 30,2%, то в 2013 году зависимость бюджета от продажи нефти и газа выросла до 46,1%. За это же время нефтегазовый дефицит бюджета увеличился с 1,8% до 9,7%.

Зависимость экономики и бюджета страны от экспорта полезных ископаемых отчетливо стала видна в последние два года. Из-за замедления темпов мирового экономического роста и вызванной этим стабилизацией, а по некоторым группам и существенным падением цен на природные ресурсы, произошла как остановка роста торгового баланса России, так и сокращение его положительного сальдо. В таких условиях правительство исчерпало возможности дальнейшего наращивания бюджетных доходов, а за последние годы в стране так и не появились существенные мощности, позволяющие компенсировать сокращение нефтегазовых доходов. Чтобы продолжить социальное и экономическое развитие России в условиях мирового кризиса, в том числе, необходимы новые подходы к бюджетной политике. Это понимает президент Путин, - "В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г."

Мировая экономика вошла в период замедления темпов роста и, возможно, углубления стагнации. У России было более 10 лет достаточно быстрого экономического и социального развития. В новых условиях россиянам надо понимать - в ближайшее время правительство не сможет сохранить высокий темп роста социальных расходов, как прежде. Однако правительство должно и может обеспечить медленный и постепенный их рост, но этот рост должен полностью соответствовать экономическим реалиям в стране. Согласно бюджетному посланию президента, теперь рост социальных расходов будет зависеть от роста экономики в целом. В то же время, предел экономического роста, основанного на экспорте сырья, заставляет правительство и президента искать новые пути экономического развития. В связи с чем президент ставит перед правительством задачу в ближайшее время разработать бюджетную стратегию до 2030 года и, в случае необходимости, пересмотреть долгосрочный прогноз социально-экономического развития страны. Долгосрочное бюджетное планирование позволит определить приоритеты развития и эффективно сконцентрировать государственные расходы.

Первоочередной же задачей правительства при планировании бюджета на следующий год станет оптимизация расходов. В связи с чем президент поручил министерству финансов разработать поэтапный план сокращения дотаций Пенсионному фонду РФ из госбюджета. Активней использовать частный капитал в реализации социальных и инфраструктурных государственных программ. Предложил рассмотреть увеличение сроков реализации оборонного заказа, что позволит освободить значительные ресурсы для финансирования других приоритетных бюджетных программ. Поручил создать более эффективную программу социальной помощи населению. Путин подтвердил своё предложение использовать для инвестиций в экономику накопления Фонда национального благосостояния. В начале своего послания он подчеркнул, что совокупный объём Резервного фонда и ФНБ превысил запланированный показатель в 7% от ВВП, достигнув 4,6 трлн. рублей (7,3% ВВП). При этом стоит обратить внимание, что бюджетное правило позволяет постоянно увеличивать объёмы фондов, и если конъюнктура на мировом рынке останется прежней, то каждый год эти фонды будут пополняться на 1 трлн. рублей.

Однако ни у президента, ни у правительства пока нет точного механизма и выработанных правил инвестиций из ФНБ. Президент окончательно отказался от создания государственной управляющей компании "Росфинагенства". Нет и единого понимания, как и куда тратить или инвестировать накопленные капиталы. Так президент предложил министерству финансов часть денег фактически потратить на латание дыр в Пенсионном фонде. Но министр финансов Антон Силуанов заверил как президента, так и общественность, что минфин не собирается в ближайшие годы тратить средства ФНБ для финансирования дефицита Пенсионного фонда. И в этом нельзя не согласиться с министром. Фонд национального благосостояния был создан для будущих поколений и, следовательно, его капиталы должны быть инвестированы в проекты, отдачу от которых смогут почувствовать не только мы, но и наши дети и внуки.

Минфин в ответ на послание президента предложил свою схему инвестиций средств Фонда национального благосостояния. 50% фонда предлагается оставить в ценных бумагах, но при этом пересмотрев инвестиционную декларацию Банка России с целью получения большего дохода от активов фонда, чем сейчас. "Не в низкодоходные, но надежные бумаги вкладываться, а может быть, в более высокодоходные, но они тоже должны быть достаточно надежными", - предложил министр Силуанов. Оставшиеся средства фонда 40%, а возможно и все 50%, предлагается вкладывать не в антикризисную поддержку экономики, как это сделано сейчас с четвертью накопленных в ФНБ капиталов, инвестированных в поддержку банков и предприятий, а в масштабные и долгосрочные инфраструктурные проекты, направленные на изменение структуры российской экономики.

Оценивая без истерик ситуацию в российской экономике, многие экономисты признают, что здесь нет масштабного экономического кризиса. Российская экономика находится в положении развивающейся и, следовательно, ей необходимы не столько антикризисные программы, сколько программы экономического развития и стимулирования. Такими программами могут стать; реновация ЖКХ, развитие автомобильных и железнодорожных дорог, авиационный транспорт. Отдельной статьёй должно идти развитие фундаментальной науки, образования, медицины и развития человеческого потенциала. Однако первоначально финансирование получат проекты, способствующие экономическому росту и избавлению экономики страны от нефтяной зависимости.

Но для достижения поставленных президентом задач необходимо точное понимание и описание получаемых результатов. Одна из наболевших проблем в государственном финансировании - это отсутствие описания конечного результата, что не позволяет точно оценить эффективность вложенных средств. Владимир Путин отдельно коснулся этой темы. Согласно его посланию, должны будут созданы единые стандарты оценки эффективности государственных инвестиций и расходов, "Таким образом, будет создана единая правовая и методическая база для оказания государственных (муниципальных) услуг в увязке с целевыми показателями развития соответствующих отраслей, для оценки качества и доступности услуг, предоставляемых населению, оценки эффективности деятельности организаций, развития конкурентной среды при размещении государственных заданий на конкурсной основе, в том числе с привлечением негосударственных организаций. Необходимо снять барьеры и ограничения, препятствующие доступу негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг".

Предложенная президентом новая бюджетная идеология потребует от населения определённых социальных жертв. Без понимания, куда идут общенародные деньги, без прозрачности бюджета и стабфондов, невозможно будет убедить россиян в ближайшие годы согласиться с более медленным ростом их благосостояния. Понимая это, президент неоднократно подчеркнул необходимость увеличения прозрачности государственных трат, подразумевая усиление общественного контроля. В сложных условиях мирового кризиса необходимы кардинальные изменения в экономике России, которые потребуют от правительства и президента слаженной работы, открытости перед обществом, а от жителей России желания развивать свою страну, создавая в ней комфортную жизнь не только для себя, но и для последующих поколений.

Максим Рева