По итогам состоявшегося в Брюсселе 17-го заседания Комитет парламентского сотрудничества Европейский союз - Молдавия принял ряд рекомендаций молдавским властям и Европейской комиссии. Как сообщили 21 июня корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе молдавского парламента, в документе содержатся рекомендации как относительно внутриполитической ситуации в Молдавии и реализации "европейского курса" страны, так и касаемо урегулирования молдавско-приднестровского конфликта.

В частности Комитет парламентского сотрудничества ЕС-Молдавия призывает к "завершению вывода российских военных подразделений" из Приднестровья (Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента ПМР. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из ПМР, звучащие на протяжении ряда лет, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил - прим. ИА REGNUM), заявляя, что "в этой зоне не существует никакого конфликта".

Члены комитета также выразили глубокую озабоченность в связи с принятием Приднестровьем закона о государственной границе, что, по мнению авторов документа "создает новые барьеры и препятствия политического, военного и административного характера на пути переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), приводя таким образом к усилению самоизоляции региона (Односторонние действия по ужесточению таможенно-миграционного контроля на границе с ПМР, начала именно Молдавия, объявив в апреле текущего года о намерении установить стационарные пограничные посты в шести населенных пунктах вдоль границы с Приднестровьем. Объявлено это было после того, как в конце марта глава делегации ЕС в Молдавии Дирк Шубель заявил, что для либерализации Евросоюзом визового режима для граждан Молдавии необходимо обеспечить безопасность не только западной, но и восточной границы, а "при неразрешенном конфликте на Днестре это непросто". С 2009 года таможенные органы Молдавии требуют от жителей ПМР, обладающих гражданством России и Украины, наличия вида на жительство при перемещении по территории Молдавии, а в случае его отсутствия изымают паспорта и привлекают приднестровцев к административной ответственности. Отметим, что в Приднестровье проживают около 180 тыс. граждан России и около 100 тыс. граждан Украины. О том, что устанавливаемые Кишиневом погранично-таможенные посты могут быть использованы именно против проживающих в ПМР граждан Украины и РФ заявили в КГБ ПМР и МИД Приднестровья. При этом Молдавия заверяет, что вводимый контроль не будет распространяться на жителей Приднестровья "вне зависимости от паспорта, которым они обладают", однако не сообщает, как именно она будет отличать приднестровцев с паспортами Украины и России от иностранцев - прим. ИА REGNUM)".

Молдавские и европейские депутаты также призывают международных партнеров, участвующих в процессе переговоров в формате "5+2", использовать полномочия, предоставляемые им их статусом, для усиления мониторинга ситуации в Зоне безопасности (регулярно провоцируя инциденты в Зоне безопасности Кишинев использует их как для дискредитации действующего миротворческого механизма, так и в качестве аргументации своей новой инициативы о необходимости ввода в Зону безопасности некой новой "международной миссии для мониторинга и инспекций", игнорируя тот факт, что таким мониторингом и контролем, согласно соглашению о прекращении огня от 1992 года, занимается ОКК (в нее входят представители Молдавии, Приднестровья и России), а также наблюдатели от Украины и ОБСЕ - прим. ИА REGNUM), предотвращения "односторонних действий" приднестровской стороны, и ее "возвращения за стол переговоров" (Именно Кишинев на протяжении ряда лет устраивает провокации с участием силовых структур в Зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта. Провокации Молдавии стоят и за нынешним обострением ситуации в Зоне безопасности. Молдавская сторона также блокирует работу Объединенной контрольной комиссии и саботирует проведение встреч политических представителей сторон - прим. ИА REGNUM).

Парламентский форум также выразил озабоченность в связи с "трудностями и дискриминационным отношением", с которым якобы сталкиваются в Приднестровье восемь молдавских школ с преподаванием на основе латинской графики (Находящиеся на территории ПМР 8 "румынских школ" с обучением на молдавском языке на основе латинской графики, подчиняющиеся Кишиневу и используемые Молдавией и ее зарубежными партнерами для давления на Приднестровье, с подачи Кишинева принципиально отказываются получать регистрацию в ПМР, несмотря на то, что властями республики специально для них была создана система упрощенной регистрации. В обнародованном 4 февраля 2013 года отчете верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств о ситуации вокруг данных учебных заведений им рекомендовано получить регистрацию в ПМР, однако данные рекомендации до сих пор не выполняются Кишиневом - прим. ИА REGNUM).

Обращаясь к главам государств и правительств ЕС, комитет призывает "подтвердить свою поддержку перспективе присоединения Молдавии к ЕС, в рамках саммита "Восточного партнерства" в ноябре 2013 года в Вильнюсе". Европейскую комиссию и молдавское правительство депутаты призывают парафировать Соглашение об ассоциации ЕС-Молдавия, в том числе Соглашение о зоне углубленной и всеобъемлющей свободной торговли до саммита в Вильнюсе и предпринять все необходимые усилия для подписания соглашения в 2014 году (Молдавские власти до последнего времени планировали подписать соглашения об ассоциации с ЕС, о создании всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом и о либерализации визового режима на ноябрьском саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе. Однако, после распада Альянса за евроинтеграцию и усугубления политического кризиса в Молдавии, было объявлено, что на саммите в Вильнюсе даже указанные документы будут в лучшем случае парафированы, в то время как подписание их откладывается, по крайней мере, до следующего года. А в конце марта Брюссель выдвинул решение молдавско-приднестровского конфликта в качестве нового условия либерализации визового режима для граждан Молдавии - прим. ИА REGNUM).

Комитет парламентского сотрудничества ЕС-Молдавия приветствует избрание председателя парламента Молдавии и утверждение нового "проевропейского" правительства, рекомендует активизировать борьбу с коррупцией, а также призывает молдавские власти "продолжать реформы, которые способствуют укреплению демократии, правового государства, прав человека и достижению значительного роста в экономической, социальной и образовательной сферах".

В резолюции власти Молдавии также предостерегаются от попыток внесения любых законодательных изменений в Закон об обеспечении равенства, защищающий права гомосексуалистов (25 мая 2012 года парламент Молдавии под давлением ЕС и вопреки позиции большинства населения и церкви принял "Закон об обеспечении равенства", защищающий права сексуальных меньшинств - прим. ИА REGNUM). В документе отмечается, что попытки "ослаблять антидискриминационные положения" этого закона, подорвут процесс переговоров по либерализации визового режима с ЕС.