МИД РФ прокомментировал ситуацию вокруг урегулирования молдавско-приднестровского конфликта и звучащие из Кишинева обвинения в адрес России и ее военного присутствия в Приднестровье. Как сообщили в пресс-службе МИД РФ, замминистра иностранных дел России Григорий Карасин назвал обе составляющие военного присутствия России в ПМР (миротворцев и Оперативной группы российских войск) - легитимными, а попытки поставить это под сомнение - некорректными.

Комментируя заявление нового главы МИД Молдавии Натальи Герман о том, что "даже один российский солдат с автоматом Калашникова на территории Приднестровья нарушает молдавскую конституцию", Карасин заявил: "Надеюсь, что все это - всего лишь журналистские изыски (МИД РФ с таким же успехом (по принципу - закрыл глаза, значит, "спрятался") может надеяться, что "журналистскими изысками" являются все заявления молдавских высших официальных лиц, на протяжении последних лет регулярно, на всех уровнях и со всех трибун заявляющих в нарушение "Соглашения о принципах мирного регулирования вооружённого конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова" 1992 года о "незаконности" пребывания российских миротворцев и ОГРВ в Приднестровье и требующих их вывода - прим. ИА REGNUM). Если же это соответствует действительности, то общие усилия на приднестровском направлении могут вновь пойти по старой заезженной колее. Критические выпады в адрес военного присутствия Российской Федерации на территории Республики Молдова, которых придерживаются некоторые в Кишиневе и ряде европейских столиц, стары и некорректны".

"Когда речь заводят о том, что "молдавское правительство никогда не давало необходимого согласия на размещение российских войск", замалчивается важное обстоятельство - вопрос попросту не мог быть поставлен в такой плоскости по той простой причине, что они в Молдавию после обретения ею суверенного статуса ниоткуда не вводились, - продолжил Карасин. - Обе составляющих военного присутствия - контингент миротворческих сил в Зоне безопасности с четко оговоренным мандатом и Оперативная группа российских войск с задачей охраны находящихся в н.п. Колбасна складов боеприпасов - являются производной от неурегулированности конфликта - ситуации, за которую обе стороны, в том числе молдавская, несут свою долю ответственности. Склады боеприпасов, которые охраняются небольшой группой российских военнослужащих, не могут быть вывезены из региона в условиях, когда политическое урегулирование фактически заблокировано. Причина происходящего известна: официальный Кишинев ужесточил позицию в вопросах урегулирования, отказывается не только от договоренностей, достигнутых за предыдущие двадцать лет, но и от решений, согласованных уже после возобновления в сентябре 2011 г. официальных переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели) в 2012 году - прим. ИА REGNUM)".

Российский дипломат отметил, что подписанное на уровне президентов России и Молдавии и завизированное приднестровским президентом 21 июля 1992 года "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова" остается в силе. "Создана и действует Объединенная контрольная комиссия и подчиненные ей Совместные миротворческие силы, включающие, в том числе и российский контингент. Тогда же принят протокол о количественном составе и размещении миротворческих сил. Уместно напомнить, что российская сторона делает все от нее зависящее для вывоза хранящихся боеприпасов. Так, когда в 2001 - 2003 гг. были созданы соответствующие условия, было вывезено более 40 железнодорожных составов с боеприпасами и военным имуществом", - отметил Карасин.

"Постоянный акцент на то, что российские военнослужащие "не имеют правового статуса" уже выводил молдавских официальных представителей на заявления чуть ли не об "оккупации" (о российской "оккупации" и войсках России в ПМР как "оккупационных" заявляли прямым текстом и без всяких "чуть ли" как прежние коммунистические, так и нынешние либерально-демократические руководители Молдавии на самом высшем уровне - прим. ИА REGNUM). Такая логика нами принята быть не может, она противоречит положениям и духу заключенного в 2001 г. и продленного в 2011 г. Договора о дружбе и сотрудничестве России и Молдавии (подписанный в 2001 году и автоматически продленный на 10 лет в 2011 году "договор о дружбе и сотрудничестве" между Россией и Молдавией в своей преамбуле содержит поддержку Россией "территориальной целостности Республики Молдова" - прим. ИА REGNUM), а также общей атмосфере развития отношений партнерства двух стран, которая укрепилась в последние годы. Для российской стороны абсолютно неприемлемы любые попытки бросить тень на миротворческие усилия России. Будучи приверженной процессу политического урегулирования приднестровской проблемы, в котором Российская Федерация выступает в качестве сопосредника и гаранта, российская сторона помимо прочего подчеркивает, что любые попытки сторон конфликта снять с себя ответственность за соблюдение положений "Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта" в нынешней напряженной ситуации весьма опасны. Если речь пойдет об односторонних шагах, ситуация может стать тупиковой", - подвел итог Григорий Карасин.

Справка ИА REGNUM: Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента ПМР. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из ПМР, звучащие на протяжении ряда лет, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил.