Сергей Комков: История про ЕГЭ превращается в ЕГЭ по истории
Москва, 19 июня, 2013, 14:21 — ИА Регнум. Президент Всероссийского Фонда Образования, академик МАНПО, профессор
"С одной стороны, давно уже стало очевидно, что, проводя "деидеологизацию" школы, мы фактически, как говорят в подобных случаях, выплеснули вместе с водой ребенка. Школа перестала заниматься воспитанием и подготовкой социально активной личности. Направив все свои усилия на усердное закачивание в головы подрастающего поколения россиян массы не связанных между собой знаний. И это породило в последнее время массу дискуссий на тему о том, как сделать из наших выпускников патриотов, не имея никакой государственной идеологии. В этом ключе, конечно же, преподавание истории (а особенно, истории Отечества) должно сыграть значительную роль. И многие сошлись на мысли о том, что историю пора уже вновь сделать одним из основополагающих школьных предметов. Но достичь этого решили единственным способом - при помощи принципа "дамоклова меча". То есть, надо "повесить" над выпускником угрозу сдачи обязательного государственного экзамена по данному предмету", - отметил Комков.
Но, по его мнению, есть и вторая сторона медали: "При том, что знание отечественной истории, безусловно, может сыграть большую положительную роль в формировании патриотического самосознания и общего мировоззрения наших выпускников, сдача его в форме современного ЕГЭ сразу же превратит преподавание столь важного предмета в чистейшую формальность и пустое натаскивание на знание отдельных фактов и отдельных событий. Без глубокого осмысления всех происходивших процессов. Потому что выяснить полноту осмысления глубинных исторических процессов в рамках тестового экзамена не возможно".
Эксперт уверен, есть и еще одна проблема - "за все постсоветские годы школьный курс отечественной истории претерпел такие величайшие изменения, что сегодня представляет собой разрозненное одеяло из отдельных фактов, трактуемых по-разному в различных учебниках и учебных пособиях". Именно поэтому, подчеркивает Комков, не так давно у президента России
Кроме того, он обращает внимание, что что история - наука сугубо субъективная. Одни и те же события, одни и те же факты могут трактоваться с совершенно разных позиций. "И мы должны знакомить учащихся старших классов с этими различными позициями. Но при этом вырабатывать их собственный взгляд на историческое развитие нашей Родины, - добавил профессор. - Как это все совместить в весьма формализованном тестовом экзамене? Не превратится ли это в очередной административный фарс? У нас есть большое опасение в том, что подготовка к единому государственному экзамену по истории в том виде, в котором он сегодня проводится по двум уже имеющимся обязательным экзаменам, может дать совершенно обратный эффект - всеобщую ненависть со стороны выпускников к своей родной отечественной истории. К созданию опасных штампов и искаженных представлений".
В случае принятия решения о введении третьего обязательного государственного экзамена за курс средней школы - экзамена по отечественной истории, Сергей Комков призывает серьезно продумать форму его проведения. По его словам, тестовые задания в нем должны занимать не более 20%, а основной упор должен быть сделан на устные и развернутые письменные ответы (эссе), которые смогли бы позволить во всей полноте определить уровень фактического понимания выпускником происходивших в нашей стране исторических процессов.
Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, Валентина Матвиенко заявила, что для сохранения единого культурно-исторического пространства страны следует ввсести для школьников третий обязательный ЕГЭ - по истории. Она уточнила, что в рамках переосмысления программы обучения в российской школе Совет Федерации намерен выйти с соответствующим предложением к Министерству образования.