Президент Всероссийского Фонда Образования, академик МАНПО, профессор Сергей Комков считает, что заявление председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко о необходимости введения третьего обязательного экзамена в рамках ЕГЭ - по истории имеет двойной смысл. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM 19 июня, комментируя инициативу спикера СФ.

"С одной стороны, давно уже стало очевидно, что, проводя "деидеологизацию" школы, мы фактически, как говорят в подобных случаях, выплеснули вместе с водой ребенка. Школа перестала заниматься воспитанием и подготовкой социально активной личности. Направив все свои усилия на усердное закачивание в головы подрастающего поколения россиян массы не связанных между собой знаний. И это породило в последнее время массу дискуссий на тему о том, как сделать из наших выпускников патриотов, не имея никакой государственной идеологии. В этом ключе, конечно же, преподавание истории (а особенно, истории Отечества) должно сыграть значительную роль. И многие сошлись на мысли о том, что историю пора уже вновь сделать одним из основополагающих школьных предметов. Но достичь этого решили единственным способом - при помощи принципа "дамоклова меча". То есть, надо "повесить" над выпускником угрозу сдачи обязательного государственного экзамена по данному предмету", - отметил Комков.

Но, по его мнению, есть и вторая сторона медали: "При том, что знание отечественной истории, безусловно, может сыграть большую положительную роль в формировании патриотического самосознания и общего мировоззрения наших выпускников, сдача его в форме современного ЕГЭ сразу же превратит преподавание столь важного предмета в чистейшую формальность и пустое натаскивание на знание отдельных фактов и отдельных событий. Без глубокого осмысления всех происходивших процессов. Потому что выяснить полноту осмысления глубинных исторических процессов в рамках тестового экзамена не возможно".

Эксперт уверен, есть и еще одна проблема - "за все постсоветские годы школьный курс отечественной истории претерпел такие величайшие изменения, что сегодня представляет собой разрозненное одеяло из отдельных фактов, трактуемых по-разному в различных учебниках и учебных пособиях". Именно поэтому, подчеркивает Комков, не так давно у президента России Владимира Путина возникла идея создания единого учебника истории России. Однако работа над ним едва только началась, поэтому очень трудно сказать, на основе чего будут создаваться КИМы (контрольно-измерительные материалы) для такого столь важного тестового экзамена.

Кроме того, он обращает внимание, что что история - наука сугубо субъективная. Одни и те же события, одни и те же факты могут трактоваться с совершенно разных позиций. "И мы должны знакомить учащихся старших классов с этими различными позициями. Но при этом вырабатывать их собственный взгляд на историческое развитие нашей Родины, - добавил профессор. - Как это все совместить в весьма формализованном тестовом экзамене? Не превратится ли это в очередной административный фарс? У нас есть большое опасение в том, что подготовка к единому государственному экзамену по истории в том виде, в котором он сегодня проводится по двум уже имеющимся обязательным экзаменам, может дать совершенно обратный эффект - всеобщую ненависть со стороны выпускников к своей родной отечественной истории. К созданию опасных штампов и искаженных представлений".

В случае принятия решения о введении третьего обязательного государственного экзамена за курс средней школы - экзамена по отечественной истории, Сергей Комков призывает серьезно продумать форму его проведения. По его словам, тестовые задания в нем должны занимать не более 20%, а основной упор должен быть сделан на устные и развернутые письменные ответы (эссе), которые смогли бы позволить во всей полноте определить уровень фактического понимания выпускником происходивших в нашей стране исторических процессов.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, Валентина Матвиенко заявила, что для сохранения единого культурно-исторического пространства страны следует ввсести для школьников третий обязательный ЕГЭ - по истории. Она уточнила, что в рамках переосмысления программы обучения в российской школе Совет Федерации намерен выйти с соответствующим предложением к Министерству образования.