Объёмы инвестиций в экономику Армении падают. Несмотря на этот тревожный факт, правительство прогнозирует экономический рост и повышение зарплат и пенсий. С другой стороны, по прогнозам различных экспертов, поднимается вторая волна глобального экономического кризиса, которая не пройдет мимо экономики Армении. Каким образом еще не диверсифицированная экономика может противостоять внешним шокам, в каком состоянии находится бизнес-сфера в Армении, как влияют монополии на бизнес? Об этих и других вопросах корреспондент ИА REGNUM побеседовал с депутатом от фракции правящей Республиканской партии Армении Гарегином Нушикяном. Мнение Нушикяна интересно также в том плане, что в еще не далеком прошлом он руководил собственным бизнесом, был крупным импортером косметики, одежды, занимался ресторанным и рекламным бизнесом. Сейчас он депутат и лично не занимается менеджментом собственного бизнеса, что есть требование закона.

ИА REGNUM: Г-н Нушикян, руководство Армении заявляет, что в ходе ближайших несколько лет страна будет фиксировать экономический рост, в результате чего резко поднимутся зарплаты и пенсии. Однако с другой стороны, по различным причинам, мы наблюдаем спад инвестиций. Прошу вас оценить бизнес-среду в Армении и в этом ключе обратиться к заявлению правительства об экономическом росте. За счет чего власти обещают рост зарплат на фоне сокращения инвестиций?

Естественно, за счет инвестиций существенно повышается экономическая активность в стране. К сожалению, на сегодняшний день во многих странах мира финансово-экономическая ситуация находится в зоне турбулентности. Согласно оценкам некоторых авторитетных экспертов, вторая волна глобального экономического кризиса не за горами. В этих условиях, очень трудно найти длинные деньги. Однако, Армения в силу своих небольших размеров рынка, может привлечь определенные ресурсы в свою экономику. Просто, мы должны определиться с приоритетными направлениями развития нашей экономики. Они поднимут страну и станут ее визитной карточной на мировом рынке. Одной из препятствий экономического развития Армении является ее блокированное состояние со стороны соседних государств (Турция и Азербайджан - ред.). Блокада мешает выходу страны на международные рынки. Доступ к рынкам осуществляется по территории Грузии и Ирана. Однако и здесь не все гладко. У Ирана свои проблемы из-за международных санкций. В целом, независимо от сказанного, нам нужно определиться относительно сфер развития экономики и предоставить определенные привилегии инвесторам, желающим вкладывать туда средства.

Другой проблемой развития бизнеса и экономики в целом, для Армении является - эмиграция. В конце концов, страну покидают потребители. В результате и без того узкий рынок более сужается. Уезжают в целом экономически активные люди, и в результате мы теряем рабочую силу. Здесь нельзя придираться к законодательному полю, оно не плохое. Проблема в создании равных условий и выработке единого подхода ко всем хозяйствующим субъектам. В экономике Армении есть монополии. Несмотря на то, что монополий не так много, однако они все равно существуют и тормозят развитие экономики. К сожалению, у нас нет антимонопольного закона. Совсем не случайно, что в США есть такой закон, где заложены механизмы борьбы с монополиями.

ИА REGNUM: Вы говорили о необходимости определения приоритетных сфер развития экономики. В настоящее время правительство объявило такими сферами - горнорудную промышленность, туризм и пр. Какие сферы, по вашему мнению, стоит развивать?

Одна из таких сфер, по моему мнению, является сельское хозяйство. За счет эффективного сельского хозяйства можно обеспечить внутренний спрос страны и выйти на международный рынок. Для нашей страны - это стратегическая задача, имеющая прямую связь с национальной безопасностью. К примеру, Нидерланды по размерам территории почти сравнимы с Арменией. У них очень развитое сельское хозяйство, которое не только обеспечивает внутренний спрос, но и поставляет продукцию на мировые рынки. В этой отрасли у нас есть огромный нереализованный потенциал. Крупные города в состоянии более или менее обеспечивать свое население занятостью. В плачевном состоянии находятся особенно дальние регионы. Более 30% наших пашен вообще не используется. Другой важной сферой - является энергетика. Развитие этой отрасли стало актуальным особенно после недавнего подорожания газа и электричества в республике. Цепной реакцией повышение тарифов на газ и электричество негативно повлияет почти на все сферы экономики.

ИА REGNUM: Вы упомянули монополии. По оценкам экспертов, экономика и политика в Армении сращены. Когда-то вступление бизнесменов в политику оправдывалось тем, что люди бизнеса пригодятся в парламенте при принятии экономических законов, поскольку они изнутри знают сферу. Затем вышло так, что они начали лоббировать в парламенте бизнес интересы. В настоящее время говорится о борьбе с монополиями и необходимости разделения бизнеса и политики. Какая из этих моделей эффективна для Армении? Как нынешняя модель влияет на экономику?

Во-первых, страна с небольшим рынком и населением всегда сталкивается с проблемой сращивания бизнеса и политики. Спорный вопрос, насколько это влияет на экономическое развитие страны. Тем не менее, за время моей депутатской карьеры не было случаев, чтобы какой-то депутат лоббировал интересы своего бизнеса в парламенте. Я участвую в работе постоянной комиссии парламента по экономическим вопросам и не встречал такого. С другой стороны, участие бизнесменов в работе парламента имеет также положительные стороны - бизнесмены хорошо представляют экономику, ее слабые стороны и пр. В этом плане здесь нет ничего страшного. Конечно, было бы хорошо, чтобы в парламенте работали только профессионалы, однако наша политическая система пока не созрела до этого. Здесь есть и свои проблемы, поскольку хороший ученый может быть не столь успешным депутатом. Теория и практика - разные вещи. В конце концов, мы придем к тому, чтобы политик занимался политикой, а бизнесмен - бизнесом. Однако у нас пока нет даже сформировавшегося института политиков. Образование в этом плане хромает. В целом по сравнению с Национальным собранием четвертого созыва, количество бизнесменов в нынешнем парламенте сократилось. Что касается монополий, они, конечно же, в любой стране негативно влияют на экономику. Например, сфера распределения газа, что является естественной монополией, негативно влияет на экономику. Монополист сам решает, когда и насколько поднимать цену на свой товар. Это влияет на качество услуг, цены и пр.

ИА REGNUM: Власти говорят о необходимости борьбы с монополиями. Впечатление, что все понимают негативное воздействие монополий на экономику. Премьер-министр Армении несколько лет назад заявил о начале борьбы с олигополиями. Тем не менее, монополисты существуют и процветают. Что мешает властям вести эффективную борьбу с ними?

Эта черта присуща маленьким странам с узкими размерами рынка. Например, в сфере сахара (монопольное право на импорт сахара и сырья для производства на месте принадлежит бизнесмену, депутату от фракции правящей Республиканской партии Армении Самвелу Алесканяну - ред.) бизнесмен приобретает товар по более низкой цене, когда делает большие закупки. Если сахар будут импортировать несколько бизнесменов, естественно они не будут делать большие закупки и не получат значимые скидки в цене. Да, сфера сахара монополизирована, однако сахарный песок все же у нас стоит дешевле, чем в Грузии. Существующий в Армении завод по производству сахара работает не на полную мощность, поскольку рынок маленький. Для обеспечения внутреннего спроса хватит и того, чтобы завод работал два месяца в году. Тем не менее, демонополизация сферы приведет к повышению качества услуг, росту количества рабочих мест и повышению объёма налоговых сборов.

ИА REGNUM: Вы упомянули о второй волне экономического кризиса. После кризиса 2008 года в Армении начали говорить о необходимости диверсификации экономики для повышения ее иммунитета перед внешними шоками. В настоящее время насколько диверсифицирована экономика Армении, она готова к новой волне кризиса?

Честно говоря, я не вижу, что наша экономика диверсифицирована. Слава Богу, банковская система Армении, даже в силу существующих проблем, функционирует достаточно стабильно. На сегодняшний день мы должны ставить акцент на развитии малого и среднего бизнеса. Потенциал для этого существует. В год объём наших госзакупок составляет $1 млрд. Порядка 80% приобретаемых для государственных нужд товаров импортируется из-за рубежа. Можно сделать так, чтобы большая часть необходимых для госнужд товаров было произведено в Армении. Так можно решить множество социальных проблем, создавая новые рабочие места. Это также приведет к сокращению дисбаланса между объёмами импорта и экспорта. Нам нужно искать правильный путь развития. Цели - эффективное сельское хозяйство, перерабатывающая горнорудная отрасль, сфера услуг и высокие технологии.

ИА REGNUM: Достаточно долго вы занимались импортом косметики. Скажите, пожалуйста, с какими проблемами сталкивается сфера импорта в Армении?

Здесь есть разные проблемы. Часть бизнесменов считает необходимым освобождение от таможенных пошлин импорт одежды и обуви, а другая часть находит важным освободить от пошлин продовольственные товары. Однако здесь возникает вопрос, в таком случае как восполнить бюджет, поднимать зарплаты и пенсии. Я не поддерживаю указанные точки зрения. По моему мнению, хозсубъекты как в импорте, так и в экспорте нуждаются в формировании равных условий и единого подхода к ним. В данном случае в Армении работает институт контрольных цен. Когда представленные со стороны импортера цены не внушают доверия, государство применяет механизм контрольных цен при растаможке. Здесь многое предстоит исправить. Например, в Грузии, растаможка осуществляется на основе представленных тарифов, однако там осуществляется контроль над реализацией товара после растаможки. Если товар в дальнейшем продается по высокой цене, размер подоходного налога увеличивается, поскольку импортер получает большую прибыль. Помимо этого, есть проблема взимания НДС с товаров на границе, что на определённый период лишает бизнес оборотных средств. Правительство объясняет это тем, что ему необходимо порядка 150 млрд драмов, чтобы заполнить трещину, которая образуется при взимании НДС после продажи товаров.

ИА REGNUM: Когда речь идет о растоможке, не могу не задать вопрос об импорте автомобилей. Это - одна из болезненных тем. Растоможка автомобилей в Армении стоит гораздо дороже, чем в той же Грузии. Здесь вновь применяется механизм контрольных цен. Как вы думается, не пора ли пересмотреть тарифы на растоможку в сторону снижения?

Если речь идет об импорте и растаможке автомобилей, следует помнить, что в Армении действует "налог на роскошь", согласно которому, владельцы автомобилей стоимостью более 25 млн драмов (около $65 тыс.) и бывшие в употреблении менее двух лет в ходе импорта платят 20-процентный налог. В результате бюджет страны в 2012 году потерял 7 млрд драмов (порядка $17 млн), так как люди начали меньше покупать дорогостоящие автомобили. Проблему нужно рассмотреть и с экологической точки зрения. Многие страны на сегодняшний день установили большие налоги на старые автомобили, чтобы их количество не увеличивалось. В таком положении оказалась и Армения. Меня, конечно, могут критиковать, что многие граждане страны просто не имеют возможности покупать дорогие автомобили. Все-таки я думаю, что следует сдерживать ввоз излишне подержанных автомобилей. Необходимо создать гибкие банковские механизмы, чтобы люди покупали новые автомобили. В этом плане следует также пересмотреть механизм контрольных цен. Что касается, так называемого, "налога на роскошь", необходимо заметить, что он имеет больше социальное значение. Однако, на самом деле, нет ничего плохо в том, чтобы люди ездили на дорогостоящих автомобилях. Здесь напрашивается история с царем Николаем. К нему как-то пришел слуга и оповестил, что народ бунтует. Он спросил: "Чего они хотят?". Слуга ответил: "Они хотят, чтобы в стране не было богатых людей". Ответ царя был интересным: "Странно, а я хочу, чтобы в стране не было бедных".

ИА REGNUM: Перейдем к теме государственных расходов. На днях в парламенте был представлен доклад Контрольной палаты Армении, где были выявлены факты неэффективного расходования государственных средств и злоупотреблений в крупных масштабах. Что вы думаете об этом? Насколько эффективно и целесообразно тратятся бюджетные средства со стороны правительства?

На самом деле все знают, что происходит. Правительство даже признало, что многое нужно исправить в области госрасходов. Ни для кого не секрет, что в системе правления действует механизм откатов. Даже если представленные Контрольной палатой факты о злоупотреблениях на половину верны, это уже повод для серьёзных размышлений. Как бывший бизнесмен и ныне близко стоящий к бизнесу человек, меня сильно тревожит это обстоятельство. На сегодняшний день Комитет госдоходов, имея задачу наполнить бюджет, берет у бизнеса средства в виде налогов и причиняет ему определенные трудности. С одной стороны мы наблюдаем применение больших усилий для сбора налогов с экономики, однако с другой стороны часть этих средств распыляется. В конце концов, бизнесмены все это видят и знают. В результате у бизнеса сформировались симптомы недоверия к правительству, что естественно негативно влияет на отношения правительство-бизнес. Я считаю, что бюджетные средства по различным направлениям тратятся неэффективно и нецелесообразно. В сфере медицины институт госзаказов работает неэффективно. Недавно внедренная система социальных пакетов для госслужащих тоже не оправдала ожидания в плане его дальнейшего применения. Таким образом, многое предстоит исправить, и это необходимо делать быстро. Сколько можно говорить о проблемах? Их надо решать. Если ничего не изменится, в следующем году председатель Контрольной палаты представит нам доклад с одинаковыми фактами нарушений и злоупотреблений. Они носят как субъективный, так и объективный характер. Это также значит, что есть проблемы с текущим контролем над расходованием бюджетных средств внутри правительства.

ИА REGNUM: Хотя Контрольная палата представляет доклад, указывает на сферы, где были осуществлены злоупотребления, однако мы не видим арестов или отставок должностных лиц. До сих пор возбуждено только одно уголовное дело. Как вы объясняете это?

Во-первых, возбуждено одно уголовное дело, поскольку Контрольная палата отправила в прокуратуру материалы только по одному делу. Если речь идет о злоупотреблениях, материалы необходимо отправить в Генпрокуратуру, чтобы им были даны правовые оценки. Если преступление не пресечь сегодня, оно повторится и завтра. Мы просто обязаны решать эти проблемы. Думаю, в ближайшее время мы станем свидетелями решения этих проблем. Вопрос поставлен на уровне президента.

ИА REGNUM: Есть мнение, что доклад Контрольной палаты, в котором указаны сферы, где были допущены злоупотребления, по сути, является досье власти против "своих" для обеспечения стабильности системы. Таким образом, создается механизм "заложников", который держит систему в узде. Это так?

Думаю, в целом эти оценки могут быть реальными. Однако в ходе предстоящих 5 лет власти предпримут более конкретные и резкие меры по решению указанных проблем. Правительство сейчас более свободно в своих действиях. Однако не стоит и забывать, что во всех странах мира есть коррупция. Ее не искоренить полностью.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян