Полуторагодичный избирательный марафон в Армении уже позади. Недавними выборами в Совет старейшин Еревана завершился этот цикл. В результате правящая Республиканская партия Армении (РПА) взяла все "доски" и заняла господствующее положение на всех уровнях власти. Все ключевые посты находятся под контролем РПА или лояльных ей сил и лиц. Страна вступает в 4-летный период без избирательной активности, и политическим силам нужно будет встраиваться в этот контекст.

На выборах оппозиционные силы утверждали, что при проведении честных выборов у партии власти не будет шансов на победу. Этот довод аргументировался статистическими данными - 38%-я бедность, высокие темпы миграции, большая социальная поляризация и, наконец, высокий уровень "тени" в экономике (порядка 35%). "При таких показателях народ точно не проголосует за власть. У партии власти нет поддержки в обществе", - к этим фразам в общей сложности сводились заявления оппозиции, трубящей о своей "грядущей победе".

Однако результаты выборов показали иную картину. Что касается фальсификаций, которыми оппозиция традиционно объясняет свой провал, следует отметить, что почти все зарубежные наблюдательские миссии зафиксировали прогресс на выборах. Теперь возникает вопрос, в чем же "секрет" победы властей. Почему при такой плачевной социальной ситуации, на которую ссылаются партии из стана оппозиции, власти все равно побеждают на выборах? Вопрос на самом деле ставится неправильно. В бедных обществах с высоким уровнем недовольства среди граждан и большой социальной поляризацией, у власти все равно больше шансов на победу, чем у оппозиции.

Несмотря на разобщенность и слабость оппозиции, секрет победы властей кроется в самом обществе. В бедных обществах нет смысла делать ставку на идеологические постулаты. Люди, занятые ежедневным поиском средств выживания, по большому счету не в состоянии воспринимать идеологические установки и, тем более, прислушиваться к ним. Это аксиома политологии, о которой говорил еще американский политолог, философ Сэмюэл Хантингтон. В бедных обществах люди слишком бедны, чтобы участвовать в политике. Они апатичны и мало подвержены воздействию СМИ и иных импульсов воздействия, которые могли бы подтолкнуть их к политической активности. Им необходимо решение своих насущных проблем в режиме "здесь и сейчас". Их протест, как правило, редко выходит за пределы наружных стен двора.

В таком раскладе для них политические и гражданские идеологии отходят на второй, третий и даже четвертый план. В авангард выходят бытовые вопросы - как прокормить семью, как оплатить газ, воду и прочее. Указанные потребности на выборах закрывают власти и их сателлиты в регионах, для подкупа голосов предлагая избирателям деньги, дешёвое удобрение и прочее. Плюс у власти есть в распоряжении такое "добро", как административный ресурс. Этих инструментов лишены оппозиционные партии.

Что касается феномена гражданского общества. Это новое для Армении явление. Тренд на формирование указанного сегмента наблюдается. Однако оценки о высоком уровне его воздействия на власть сильно преувеличены. Что же такое гражданское общество? Это обеспеченный средний класс, который в Армении в меньшинстве. Когда порядка 90% госбюджета, согласно данным Комитета по госдоходов, формируется со стороны нескольких сотен крупных бизнесменов (а они, в свою очередь, находятся во власти или под ее контролем), а больше 1/3 населения живет за чертой бедности, с большой долей осторожности следует говорить об уровне влияния среднего класса на политические процессы в Армении.

Отдельные "островки" гражданского общества, конечно, существуют. Число их представителей на различных мероприятиях, как правило, не превышает 100 или 200 человек. Резкого пополнения их рядов не наблюдается, все они знают друг друга в лицо. Указанные группы ставят перед собой проблемы локального характера и порой добиваются их решения. Тем временем, существующему в обществе социальному протесту не удается придать политическую форму. Даже ожидающийся рост цен на газ, который касается более 600 тыс. абонентов по всей стране, не вызвал массовые волнения.

Сложилась ситуация, при которой встряхнуть власть снизу не получается. Республиканская партия в плане единоличного управления государством все больше становится похожей на Коммунистическую партию эпохи СССР. В условиях идеологического вакуума противовесы во власти и активные политические дебаты в обществе можно будет вызвать, если произойдет раскол в картельной организации под названием РПА. Она, по сути, состоит из различных лояльных верховному руководству страны групп, которые борются между собой за сегменты влияния, квоты и прочее.

Подобно Коммунистической партии, раскол в РПА может открыть площадки ожесточенных политических дебатов в обществе и сформировать противовесы во власти. Такой путь в свое время прошли США, когда в результате раскола Демократическо-республиканской партии в 1820-х гг. образовались две хорошо функционирующие политические силы - Демократы и Республиканцы. При таком развитии ситуации нынешняя элитная, кабинетная политика в Армении, начнет выходить на различные общественные площадки. Формула этого процесса такова - "раскол в господствующей силе встряхнет и откроет общество".

Когда может произойти раскол в партии власти? Момент "X", как отмечают наблюдатели, может наступить на следующих президентских выборах в 2018 году, когда руководству необходимо будет провести операцию "наследник". В 2008 году такой проблемы не ощущалось, поскольку было предельно ясно - кто будет следующим главой системы. В настоящее время нет ясности в этом вопросе. В кулуарах власти обсуждаются различные кандидатуры и варианты, однако консенсуса по этому вопросу нет. Если проблема не решится до окончания срока президентства Сержа Саргсяна, с приближением 2018 года можно ожидать всплеска ожесточенных столкновений интересов внутри партии власти, которые вполне могут привести к расколу господствующей силы.

Аршалуйс Мгдесян