25 мая мы поднимали тему о том, кому выгодна атака на Национальный антикоррупционный комитет Украины при президенте Украины (НАК). Помимо деятельности самого комитета, был также рассмотрен Третий дополнительный отчет о выполнении Украиной рекомендаций, представленных группой государств Совета Европы против коррупции (GRECO), в котором Украина получила положительные отзывы о проделанной работе. После опроса множества экспертов только один из них, Алексей Хмара, игнорируя данные отчета, заявил, что за указанный период никаких конструктивных антикоррупционных действий не было предпринято. На чьей же стороне правда? Корреспондент ИА REGNUM провел собственное расследование по этому вопросу.

Алексей Хмара, 1981 года рождения, президент Творческого объединение "Технологии оптимального развития личности" (ТО "ТОРО" укр.), президент Transparency International на Украине. Активный участник антикоррупционных мероприятий разного уровня и международных инициатив, таких как Партнерство "Открытое Правительство", Global Integrity, "Правова країна" и другие. В свое время был членом НАК, из которого был исключен за подозрение в нецелевом использовании донорских средств.

Совсем недавно, 29 мая, офис Transparency International в России, провел дискуссионный клуб "Коррупция в Украине", куда, в качестве эксперта, был приглашен Алексей Хмара. В своем выступлении он заявил, что низкие показатели Украины в рейтинге Transparency International - это позор для нации, обвинил украинскую власть в сотрудничестве с криминалитетом, а украинский народ - в цинизме. В своем выступлении, скорее подсознательно, чем намеренно, он подчеркнул, что основная цель его работы - слава и деньги. И также отметил, что с 2009 года прекратилось выделение донорских средств ТО "ТОРО" - единственная организация Украины, которая, якобы без дополнительных средств ведет активную антикоррупционную деятельность. Но при этом сайт организации говорит об обратном. С 2009 года и по сегодняшний день, ТО "ТОРО" освоила более 30 грантов, многие из которых - долгосрочные и действуют по сегодняшний день. Общая сумма освоенных средств - около 5 000 000 гривен (для понимания, приблизительно $800 тыс).

Предоставляем краткий список грантов, освоенных Хмарой с 2009 года: ICAP "Единение" (Проектов: 1), Агентство США по международному развитию (Проектов: 2), Дом Свободы - Украина (Проектов: 1), Канадский фонд местных инициатив (проектов: 1), Международный благотворительный фонд "Open Ukraine" ( Проектов: 1), Международный фонд "Возрождение" (Проектов: 8), Объединяемся ради реформ (UNITER) (проектов: 2), "Объединяемся ради реформ" (UNITER) - пятилетняя программа, которая финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и выполняется Pact, Inc в Украине, Посольство Королевства Нидерландов в Украине (Проектов: 1), Программа "Развитие гражданского общества в Украине" (Проектов: 1), Программа "Развитие гражданского общества в Украине" (тематическое направление "Представление интересов и защита уязвимых групп населения, в частности, людей с функциональными ограничениями и молодежи"), которая внедряется Координатором проектов ОБСЕ в Украине и ТЦК при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Дании, Программа развития Организации Объединенных Наций (Проектов: 1) Проект "Содействие активному участию граждан в противодействии коррупции в Украине" (Проектов: 4), Фонд имени Стефана Батория (Республика Польша) (проектов: 8), Фонд содействия демократии Посольства США в Украине (Проектов: 1), Фонд Фридриха Науманна за Свободу (ФФН) (проектов: 3), Фонд "Евразия" (Проектов: 1), Фонд Билла и Мелинды Гейтс (Сиэтл, США) (Проектов: 1) и многие другие. С полным перечнем можно ознакомиться на сайте организации - http://ti-ukraine.org/. Так же Хмара уверен в том, что украинская власть еще не готова к диалогу на антикоррупционную тематику. А отчет GRECO для него лишь красивые слова, не имеющие на практике никакой силы. И все это, несмотря на положительную оценку европейских экспертов антикоррупционным реформам на Украине. Так под чью же дудку пляшет Алексей Хмара, и кто за ним стоит?

Активной общественной деятельностью Хмара начал занимать еще в далеком 1999 году. Был инициатором создания первого в Кировоградской области центра волонтеров, известной на Украине школы молодых отцов. Также известно, что в этом же году он был задержан за совершение умышленного тяжёлого преступления - кражи имущества, совершенного путем проникновения в жилое помещение, попросту говоря - квартирная кража. За что был осужден на 3 года лишения свободы, с отсрочкой исполнения наказания на 2 года.

В 1999 году Хмара совместно со своей супругой Аллой Волошиной создает Творческое объединение "Технологии оптимального развития личности"(ТО "ТОРО" укр.). С этого момента начинается активная карьера Хмары по распределению и осваиванию донорских средств.

Будучи директором Творческого объединения "Технологии оптимального развития личности", Алексей Хмара, познакомился с Юхани Гроссманом - руководителем проекта "Достойная Украина" - организации-грантодателя, которая финансируется USAID (Агентство США по международному развитию) на Украине.

В знак благодарности за совместный "труд", Юхан Гроссман познакомил Хмару с Фредериком Бартоном - руководителем MCC USAID и с председателем Международного фонда "Возрождение" (Фонд Дж. Сороса) Евгением Быстрицким. По инициативе Гроссмана, Алексей Хмара получил положительные рекомендации от ряда представителей посольства США на Украине. Они были нужны для того, чтобы Хмара стал контактным лицом Transparency International на Украине. Его задумка удалась, уже через три года Алексей Хмара и его ТО "ТОРО" стали контактной группой этой организации на Украине. Одним из главных направлений роботы этой организации, которая указана на официальном сайте, названо противодействие коррупции на всех уровнях.

Гроссман поспособствовал также, чтобы Хмара начал осваивать гранты UNITER (The Ukraine National Initiatives to Enhance Reforms), PACT и других международных организаций-доноров. Ярким свидетельством того, как эти средства осваивались, может служить проведение антикоррупционного мероприятия к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря 2012 в Киеве. Мероприятие было организовано президентом Transparency International на Украине Алексеем Хмарой. Интересен тот факт, что только аренда зала за 2 часа для проведения мероприятия стоила 28 000 гривен (приблизительно $3500). При этом средняя стоимость такого помещения в Киеве за 2 часа - $300, это является недопустимым для неправительственной организации, которая на международном уровне прозрачно ведет свою деятельность.

Такая известная организация, как Transparency International, конечно же имеет свой Кодекс этики, который абсолютно исключает возможность возникновения конфликта интересов и прямое подчинение родственников. Но Алексею Хмаре нарушать законы не впервой и он всячески это демонстрирует. Его супруга - Алла Волошина, является вице-президентом ТО "ТОРО". Этот факт является прямым нарушением Кодекса организации. Но почему тогда секретариат Transparency International в Берлине не видит этого или, возможно, не хочет видеть?

Когда один из представителей органов власти уличил Хмару в присвоении грантовых средств при их распределении, последний был исключен из НАК, но преподнес это в СМИ иным образом. "Я ушел из НАК потому, что мне там нечего делать", - заявил он одному из изданий. Получается, что единственный интерес Хмары состоит в том, чтобы опустить Украину как можно ниже в рейтинге Transparency International, что пропорционально ведет к увеличению грантовых средств на борббу с коррупцией.

Россия уже давно отошла от восприятия всерьез необъективных и немотивированных индексов коррупции, которые выставляет Transparency International, а вот Украине нужно понять одно, что Transparency International, которая была основана в 1993 году одним из руководителей Всемирного банка, на самом деле, создана для составления индекса восприятия коррупции, который формируется на основании данных крупных финансовых групп и компаний, с целью штучной и ручной регуляции инвестиционного климата в той или иной стране.

Говоря иными словами, целью создания такой организации якобы бывшим руководителем Всемирного банка и открытия более 100 офисов по всему миру, равносильна созданию бывшим директором ЦРУ резидентурной сети по всему миру. Хотя Transparency International и публично открещивается от прямой связи со Всемирным банком. Любой уважающий себя эксперт в сфере геополитики знает, что в действиях секретариата Transparency International присутствуют корыстные мотивы и явный сговор со Всемирным банком, который выражается в выставлении штучных индексов с целью регуляции инвестиционного климата в той или иной стране.

Интересным и дискуссионным является тот факт, что после проведения "оранжевой революции" на Украине, до того, когда диалог между президентом Ющенко и премьер-министром Тимошенко был налажен, в 2008 году Украина стояла в рейтинге Transparency International на 134 месте, а после того, как диалог между Ющенко и Тимошенко провалился, в 2009 году страна неожиданно рухнула на 146 позицию. Что могло опустить Украину за 1 год аж на 12 позиций вниз? Не кажется ли странным, что всего за один год, когда активно велась работа над антикоррупционным законодательством, при активном участии и финансовой поддержке международного сообщества, и реально проводились реформы, страна смогла опуститься на столько позиций вниз?

Это лишь опять же свидетельствует об участии в подковровой игре иностранных спецслужб, Всемирного банка и его инструментария - Transparency International в свете геополитики, проводимой крупными финансовыми группами в отношении той или иной страны. По большей части это касается стран третьего мира, но, как ни странно, Украина находится среди них, занимая в рейтинге свое 144 место, которое ей присвоила Transparency International в лице Алексея Хмары.

Но вернемся к Хмаре, который будучи маленьким винтиком в этой системе большого и сложного механизма, продолжает набивать карманы грантовыми деньгами от иностранных доноров. Как говорится в одной умной пословице: "Кому война, а кому мать родна!". Российская Федерация уже давно сделала свой выбор, объявив Transparency International Россия иностранным агентом. По всей видимости, суверенный выбор Украины состоит в том, чтобы поступить аналогичным образом.

Анатолий Матвейчук (Киев-Москва)