Стремление к наращиванию и модернизации наступательных потенциалов, к созданию и развертыванию новых видов вооружений, к расширению НАТО размывало структуру безопасности в Европе. Об этом заявил глава МИД России Сергей Лавров на международной конференции "Военные и политические аспекты европейской безопасности" в Москве 23 мая.

"На протяжении последних двух десятилетий военное соотношение сил между государствами и их объединениями в Европе заметно менялось. Стремление к наращиванию и модернизации наступательных потенциалов, к созданию и развертыванию новых видов вооружений, к расширению НАТО размывало структуру безопасности в Европе, которая в предшествующий период цементировалась системой договоров в области контроля над вооружениями. Одним из закономерных следствий этого процесса стал коллапс ДОВСЕ", - подчеркнул он.

Россия, как отметил министр, последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных делах при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности, за нейтрализацию возможных угроз политико-дипломатическими и иными невоенными средствами.

"Мы готовы участвовать в разработке соответствующих договоренностей на основе принципов равноправия, реального учета интересов и озабоченностей друг друга. По-прежнему убеждены в необходимости сделать многократно провозглашенный принцип неделимости безопасности юридически обязывающим, а значит - реально работающим", - заявил он.

Выдвинутая "нами" инициатива заключения договора о европейской безопасности, как отметил он, не носит конъюнктурного характера и остается на повестке дня.

"Убеждены, что попытки укрепить собственную безопасность за счет ослабления партнера ведут лишь к нарастанию ненужной напряженности, неоправданному распылению ресурсов, будь то политических или материальных", - заявил он в ходе своего выступления.

В целом по проблематике неделимости безопасности, по мнению Лаврова, наработана "неплохая" политическая база - Хартия европейской безопасности, декларации саммитов ОБСЕ в Астане и Совета Россия-НАТО в Лиссабоне. "Теперь дело за ее переводом в конкретные дела", - отметил он.

Что касается ОБСЕ, то, как подчеркнул глава МИД, Россия заинтересована в укреплении ее роли как механизма строительства равной и неделимой системы безопасности. "Окно возможностей" для этого есть: в декабре прошлого года в Дублине был начат процесс так называемого "Хельсинки плюс 40", который призван помочь нащупать пути обеспечения полного соответствия деятельности ОБСЕ на сегодняшнем этапе тем принципам, которые закладывались в 1975 году при ее создании", - заявил он.