Преподаватели недовольны бессодержательностью новых государственных стандартов в области преподавания литературы, считают необходимым вернуть обязательный экзамен по литературе и увеличить количество часов преподавания литературы в школе. По словам педагогов, в новых ГОСТах отсутствует содержательная часть - непосредственный перечень произведений, которые необходимо изучать в школе. Как передает корреспондент ИА REGNUM, на это обратил внимание на состоявшихся 20 апреля слушаниях в Общественной палате РФ, посвященных проблемам преподавания литературы в школе, член Общественной палаты и преподаватель русского языка и литературы Сергей Волков.

Он также указал на то, что после отмены обязательного экзамена (сочинения ) "тонус ослаб". Лишившись "кнута" в виде этого экзамена, учителя не научились пользоваться только "пряником", прививая школьникам интерес к изучению русской литературы. Он заметил, что нужно "оживить свои подходы и приёмы". Он убеждён, что учителю нужно дать больше свободы.

С такой позицией не согласился директор ФГНУ "Институт социологии образования" Александр Свияш. "Дети не должны принимать картину мира учителя", - заявил он. По его мнению, человек - программируемое существо и будет неправильно, если какие-то программы будут закладываться преподавателем, имеющим не всегда позитивный жизненный опыт. В подборе литературы, которую будут изучать школьники, на его взгляд, можно руководствоваться "коэффициэнтом дисгармоничности" - посмотреть, какие программы закладываются в человека тем или иным произведением, созидающие либо разрушающие.

Профессор кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета Сергей Зинин также задался вопросом, связанным с государственными стандартами преподавания литературы. "Куда дели содержание?", - возмутился он. По его словам, в госстандартах "остались одни компетенции". "Если большевики просто урезали имена, отсекая неблагонадёжное, то здесь вообще убрали всех классиков", - сказал он.

Для повышения качества образования, на его взгляд, необходимо ввести обязательный экзамен по литературе. Он заметил, что создание единого учебника не главное. "Важен не единый учебник, а единые требования к нему", - сказал Зинин. По его мнению, в начальной школе литературе должно быть не менее 3 часов в неделю, а в старшей - 4-6 часов в зависимости от направленности класса.

Кандидат педагогических наук и учитель Лариса Новикова заметила, что педагогам дают высказаться, а потом "делают наоборот". "Услышьте нас! Нам нужно содержание!", - попросила она в своём выступлении, критикуя отсутствие перечня изучаемых произведений в госстандарте. "Текст - это царь и Бог, - сказала она, - а у нас нет перечня текстов". Она убеждена, что если ГОСТы не будут пересмотрены - рухнет вся система литературного образования в России.

В публичных слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых проблемам преподавания литературы в школе, участвовали члены Общественной палаты, педагоги и ученые. В рамках обсуждения затрагивались вопросы целей литературного образования, роли учителя в процессе обучения, а также планы создания единого учебника по литературе. Пожигайло заявил, что крайне важно вести обсуждение со специалистами - непосредственно с представителями литературного образования. По его мнению, такой площадкой может стать Литературное общество, которое нужно создать в России. Мнения участников дискуссии разделились в основном в вопросах определения целей литературного образования, планов создания единого учебника, а также роли учителя в процессе обучения. Тогда как о необходимости уделять больше внимания со стороны государства гуманитарному и, в частности, литературному образованию говорило большинство выступавших.