"Азербайджан ничего не теряет от прекращения прокачки нефти по Баку-Новороссийск. На самом деле это было невыгодно для Азербайджана", - так прокомментировал вопрос корреспондента ИА REGNUM о прекращении действия договора между Россией и Азербайджаном о транзите азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск глава Центра Нефтяных Исследований Азербайджана Ильхам Шабан.

"Это шаг политический, не имеющий экономической подоплеки. Переговоры о цене прокачки азербайджанского нефти ведутся с августа 2001 года, я знаком с обстоятельствами этих переговоров. Российская сторона в лице "Транснефти" принимала участие в составе российской правительственной делегации, приехавшей в Баку. Основным их предложением было повысить стоимость прокачки с 16,76 доллара за тонну до 30 долларов, объясняя это желание изменением в мире стоимости многого, при неизменности цены прокачки азербайджанской нефти. Азербайджан не согласился. Тогда в первой половине 2011 года нам заявили о краже 200 тысяч баррелей российской нефти из нефтепровода Баку-Новороссийск на дагестанском участке. Об этом даже сняли фильмы на российских телеканалах. Нам сказали, что РФ несет убытки и поэтому настаивает на повышении цены прокачки азербайджанской нефти", - сказал эксперт.

По его словам, Азербайджан тогда выдвинул два предложения. Первое, если РФ хочет повысить рентабельность, то можно изменить тариф транзитного азербайджано-российского соглашения от 18 января 1996 года. "Согласно этому соглашению, по новороссийскому трубопроводу может протекать только азербайджанская нефть. Баку предлагал по этой трубе прокачивать также казахстанскую и туркменскую нефть, с увеличением объема прокачки в два раза. Россия не согласилась", - рассказал Шабан.

"Азербайджан выступил со вторым предложением - о применении критерия качественной нефти, так как в Тихорецке, где к азербайджанской нефти примешивается низкокачественная российская, Азербайджан теряет на европейском рынке вследствие снижения качества нефти миллионы долларов ежегодно. Нам россияне до сих пор эту потерю не компенсировали. С другой стороны, по заключенному с РФ соглашению от января 1996 года, российская сторона обязалась стабильно и беспрерывно прокачивать азербайджанскую нефть", - отметил эксперт.

Также он пояснил, что те 2 млн тонн нефти в год, которая прокачивается еще по новороссийскому пути, принадлежит работающим на суше нефтедобывающим операционным компаниям, которые смогут транспортировать свою нефть в Европу через грузинский терминал в Кулеви.