Официальный Минск может улучшить отношения с Евросоюзом, если выполнит ряд принципиальных условий. Об этом в вышедшем в эфир 12 мая интервью белорусской редакции "Радио "Свобода" заявил еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле.

Еврокомиссар оценил итоги четырёх лет участия Белоруссии в программе Евросоюза "Восточное партнерство" как "множество нереализованных шансов и возможностей", отметив: "Что творится после пражского саммита, где была предана огласке политика "Восточного партнерства"? Сейчас проходит очень важный процесс между ЕС и его восточными партнерами, которые пытаются иметь все более тесные отношения с Евросоюзом. Мы имели возможность продвинуться от деклараций к конкретным делам и саммит в Вильнюсе в конце ноября, надеюсь, принесет новые конкретные шаги - это соглашение об ассоциации с Украиной, такие же соглашения (включая экономическим сотрудничеством) с Молдавией, Арменией и Грузией. Это отличный прогресс, это первые законно установленные инструменты для реформирования постсоветского региона. Белоруссия также участник восточноевропейских партнерства. Но в многопрофильном измерении мы не имеем законного фундамента для двусторонних отношений с Белоруссией и, к сожалению, в отношениях с Белоруссией наша политика есть политика критического сотрудничества".

"Здесь есть несколько вещей, о которых нужно очень четко заявить. Во-первых, единственное условие для нормализации отношений между ЕС и Белоруссией, чтобы мы могли работать над документами, которые бы имели обязательную юридическую силу и на которых можно было бы строить наши отношения с Белоруссией - это освобождение белорусскими властями политзаключенных и их реабилитация. Никто это условие не отменял, и среди стран-участниц я не вижу никакого стремления ее отменить, - добавил Фюле. - Для нас права человека, верховенство закона, основы свободы составляют фундамент "Восточного партнерства" - это определил Пражский саммит, это подчеркнул Варшавский саммит, на этом будет базироваться работа Вильнюсского саммита в ноябре".

Оценивая еще одну программу ЕС, предложенную официальному Минску, Фюле сказал: ""Диалог о модернизации" - это третья составная часть, на которой базируется наша политика "критического вовлечения" Белоруссии. Две другие - это политика "умных санкций" против тех, кто принимал личное участие в преследовании демократических сил и поддерживал режим Лукашенко, а также поддержка гражданского общества, семей политзаключенных, молодежи. "Диалог о модернизации" с самого начала был диалогом не только с гражданским обществом и представителями оппозиции - он был открыт и для правительственных экспертов, на рабочем, номенклатурным уровне. Для нас важно работать через этот диалог над европейской перспективой Белоруссии - показать, что Евросоюз может предложить Белоруссии, ее гражданам, как только мы нормализуем наши отношения - т.е. как только политзаключенные будут освобождены и реабилитированы".

По мнению еврокомиссра, перспективы либерализации визовых отношений между ЕС и Белоруссией зависят от официального Минска: "Визовый вопрос - очень сложная проблема. Прошло уже около года с того времени, как мы обратились к белорусским властям с предложением обсудить и подписать соглашение о реадмиссии и об упрощении визового режима. Цель этих соглашений - упростить возможности въезда граждан Белоруссии в страны ЕС. Но, к сожалению, от белорусских властей нет позитивной реакции на это предложение. Тем временем единственное, что остается делать странам ЕС и Шенгенской зоны - это проявлять гибкость в общей визовой политике в деле выдачи большего количества многократных виз, или бесплатных виз для молодежи, студентов, правозащитников и активистов. Но пока не будет сотрудничества со стороны белорусских властей и их готовности удовлетворить законные чаяния своих граждан на упрощенные возможности движения, нам мало что удастся сделать".

Комментируя проблематику освобождения политзаключенных и применения Евросоюзом санкций, Фюле сказал: "Мы не подходим ко всем нашим партнерам на основании каких-то одинаковых принципов, каждая страна имеет свою специфику. Что касается Украины, то мы четко заявили - если она не решит проблему с политически мотивированным правосудием, с делом Юлии Тимошенко, то вряд ли на Вильнюсском саммите будет подписано соглашение об ассоциации. Насчет Азербайджана мы также говорим: задержания журналистов, ухудшение ситуации с правами человека - это причина того, что мы не можем использовать гораздо больший потенциал в наших отношениях".

"В Белоруссии проблема не только в политзаключенных, хотя они сейчас и в фокусе нашего внимания. Проблема в низком уровне демократии, верховенства закона в Белоруссии, в отсутствии свободных и справедливых выборов. Власти не оставили демократическим силам никакого пространства для действия. Сама сущность режима Лукашенко заставляет страны-участницы избирать эту политику "критического вовлечения" и четко заявить, что "Восточное партнерство" - это основа для того, чтобы укреплять демократию, верховенство закона и фундаментальные свободы, не поступаться ими, - продолжил Фюле. - Поэтому если вы спрашиваете, что дало "Восточное партнерство" для белорусско-европейских отношений, я не смогу перечислить длинный список, как бы мог по какой-то другой стране. И опять же, такой список для Азербайджана будет значительно короче, чем для Молдавии. Если взять, например, принцип "больше за больше" - новый в нашей политике соседства, то вы увидите, что не все наши восточные партнеры могут использовать дополнительные ресурсы для поддержки реформ, мы здесь можем говорить только о Молдавии, Армении и Азербайджане".

"Так что мы не имеем целью применять к Белоруссии остракизм, мы не хотим использовать "Восточное партнерство" как инструмент политики для "выдавливания" какой-то страны, лишения её возможностей для сближения с ЕС. Вот для чего этот "Диалог о модернизации". Вот почему мы готовы говорить и с правительственными экспертами. То, что они не участвуют в диалоге - не наша вина, так решили они сами", - добавил еврокомиссар.

Снова обращаясь к теме политзаключённых, Фюле отметил: "Я хочу абсолютно точно сказать: нет никаких попыток заключить сделку с властями. Какую сделку, о чем? Правила игры очень ясны. И наше предложение очень ясно. Вы освобождаете политзаключенных, вы проводите их реабилитацию, и мы готовы к сотрудничеству, и не только на многостороннем уровне, но и на двустороннем. Я не знаю, знали ли белорусские граждане, что как раз накануне последних президентских выборов в декабре 2010 г. страны-члены Евросоюза достигли соглашения, что к политике в отношении Белоруссии будет применён так называемый "совместный промежуточный план". Впервые мы договорились о всеобъемлющем подходе, включающем в себя все соответствующие сферы, которые Евросоюз мог предложить своим партнерам. И мы думали, что это будет фундаментом для двусторонних переговоров с властями после свободных и справедливых президентских выборов. Но то, что мы увидели на выборах и после, заставило страны-члены Евросоюза заморозить этот план. И очень жаль! Ведь впервые Евросоюз не просто реагировал на действия президента Лукашенко, а выступил со своими собственными идеями и предложениями, в том числе - со структурой взаимоотношений на уровне министров, рабочей комиссии, подкомитетов. Это был реальный план. Он никуда не исчез! Его потенциал используется. Диалог о модернизации есть в некотором смысле отражение этого плана. Не полноценный отпечаток, но если власти сделают шаги к освобождению политзаключенных, мы будем готовы через "Диалог о модернизации" углубить и расширить наш диалог. Но полноценная нормализация отношений, наше возвращение к первоначальному "совместному промежуточному плану", чтобы установить наши отношения на усилении позиции Белоруссии в Евросоюзе - все это возможно только после освобождения всех политзаключенных и их реабилитации. Не может ни о чем быть никакой сделки".

По словам Фюле, глава МИД Белоруссии Владимир Макей, ныне находящийся в списке "невъездных" в ЕС, летом сможет быть выведен из-под действия санкций. В частности, Фюле сказал: "Я очень надеюсь, что министр Макей будет участвовать во встрече министров Евросоюза и стран-членов "Восточного партнерства" в июле. И я очень надеюсь, что это взаимодействие приблизит нас к тому, о чем мы говорим. Чтобы, наконец, разорвать этот порочный круг отношений с Белоруссией и строить их дальше ради огромной перспективы. Кстати - отнюдь не за счет взаимоотношений Минска и Москвы! Мы много раз говорили, и скажу еще раз: для нас вопрос с Европейским партнерством не состоит так, что либо Москва, либо Белоруссия. Нет. Вы продолжаете иметь хорошие, особые отношения с Москвой, даже дальше укрепляют их. Почему это должно противоречить сближению также с Евросоюзом, хорошо сотрудничать и выполнять обязательства в области демократии и фундаментальных свобод?".

"Я считаю, что все всегда говорят, что граждане Белоруссии - также граждане Европы. Это не идеалистическая точка зрения, а реалистичная. Тот, кто хотел перенести границу между Евросоюзом и Белоруссией на границу между Белоруссией и Россией, этот человек играет в политику. Мы не имеем цели строить новые стены или куда-то их перемещать. С "Восточным партнерством", со всеми его странами - и Белоруссия здесь не исключение, мы стараемся приблизить их настолько, насколько они хотят. Некоторые наши страны хотят стать членами Евросоюза, как Молдавия, как украинские политики. И, честно говоря, когда они добьются выполнения принципов и программ "Восточного партнерства", они на самом деле будут все больше и больше приближаться к Евросоюзу. Но это не означает, что это единственная возможность для нашего партнерства. Они сами могут определить, насколько близким будет это партнерство", - подчеркнул Фюле.

Как сообщало ИА REGNUM, 7 мая в Берлине посол Белоруссии в Германии Андрей Гиро заявил, что Власти Литвы должны прислать Александру Лукашенко приглашение принять участие в ноябрьском саммите стран-членов программы Евросоюза "Восточное партнерство". Выступая перед участниками дискуссии, Гиро констатировал: история "Восточного партнерства" - это "череда разочарований".

Ранее, 18 января советник президента Литвы по иностранным делам Йовита Нелюпшене заявила, что официальный Вильнюс не будет приглашать представителей властей Белоруссии на саммит стран-участниц программы ЕС "Восточное партнерство", который состоится в ноябре 2013 года в Вильнюсе. До этого, 9 января бывший помощник госсекретаря Госдепа США, глава американской организации Freedom House Дэвид Крамер заявил о том, что нынешний глава МИД Белоруссии не является тем, с кем Западу стоит вести диалог. США не собираются приглашать Макея в Вашингтон для ведения каких-либо переговоров. Крамер призвал власти Литвы (в скором времени - председательствующей в Совете ЕС) не приглашать белорусских чиновников на ноябрьский саммит "Восточного партнёрства" в Вильнюсе, а вести диалог только с представителями гражданского общества, под которыми, как правило, подразумеваются представители прозападной оппозиции в Белоруссии.