Штефан Фюле: Для Брюсселя нет дилеммы "либо Москва, либо Белоруссия"
Армения, 14 мая, 2013, 19:03 — ИА Регнум. Официальный Минск может улучшить отношения с
Еврокомиссар оценил итоги четырёх лет участия Белоруссии в программе Евросоюза "Восточное партнерство" как "множество нереализованных шансов и возможностей", отметив: "Что творится после пражского саммита, где была предана огласке политика "Восточного партнерства"? Сейчас проходит очень важный процесс между ЕС и его восточными партнерами, которые пытаются иметь все более тесные отношения с Евросоюзом. Мы имели возможность продвинуться от деклараций к конкретным делам и саммит в Вильнюсе в конце ноября, надеюсь, принесет новые конкретные шаги - это соглашение об ассоциации с Украиной, такие же соглашения (включая экономическим сотрудничеством) с Молдавией, Арменией и Грузией. Это отличный прогресс, это первые законно установленные инструменты для реформирования постсоветского региона. Белоруссия также участник восточноевропейских партнерства. Но в многопрофильном измерении мы не имеем законного фундамента для двусторонних отношений с Белоруссией и, к сожалению, в отношениях с Белоруссией наша политика есть политика критического сотрудничества".
"Здесь есть несколько вещей, о которых нужно очень четко заявить. Во-первых, единственное условие для нормализации отношений между ЕС и Белоруссией, чтобы мы могли работать над документами, которые бы имели обязательную юридическую силу и на которых можно было бы строить наши отношения с Белоруссией - это освобождение белорусскими властями политзаключенных и их реабилитация. Никто это условие не отменял, и среди стран-участниц я не вижу никакого стремления ее отменить, - добавил Фюле. - Для нас права человека, верховенство закона, основы свободы составляют фундамент "Восточного партнерства" - это определил Пражский саммит, это подчеркнул Варшавский саммит, на этом будет базироваться работа Вильнюсского саммита в ноябре".
Оценивая еще одну программу ЕС, предложенную официальному Минску, Фюле сказал: ""Диалог о модернизации" - это третья составная часть, на которой базируется наша политика "критического вовлечения" Белоруссии. Две другие - это политика "умных санкций" против тех, кто принимал личное участие в преследовании демократических сил и поддерживал режим Лукашенко, а также поддержка гражданского общества, семей политзаключенных, молодежи. "Диалог о модернизации" с самого начала был диалогом не только с гражданским обществом и представителями оппозиции - он был открыт и для правительственных экспертов, на рабочем, номенклатурным уровне. Для нас важно работать через этот диалог над европейской перспективой Белоруссии - показать, что Евросоюз может предложить Белоруссии, ее гражданам, как только мы нормализуем наши отношения - т.е. как только политзаключенные будут освобождены и реабилитированы".
По мнению еврокомиссра, перспективы либерализации визовых отношений между ЕС и Белоруссией зависят от официального Минска: "Визовый вопрос - очень сложная проблема. Прошло уже около года с того времени, как мы обратились к белорусским властям с предложением обсудить и подписать соглашение о реадмиссии и об упрощении визового режима. Цель этих соглашений - упростить возможности въезда граждан Белоруссии в страны ЕС. Но, к сожалению, от белорусских властей нет позитивной реакции на это предложение. Тем временем единственное, что остается делать странам ЕС и Шенгенской зоны - это проявлять гибкость в общей визовой политике в деле выдачи большего количества многократных виз, или бесплатных виз для молодежи, студентов, правозащитников и активистов. Но пока не будет сотрудничества со стороны белорусских властей и их готовности удовлетворить законные чаяния своих граждан на упрощенные возможности движения, нам мало что удастся сделать".
Комментируя проблематику освобождения политзаключенных и применения Евросоюзом санкций, Фюле сказал: "Мы не подходим ко всем нашим партнерам на основании каких-то одинаковых принципов, каждая страна имеет свою специфику. Что касается Украины, то мы четко заявили - если она не решит проблему с политически мотивированным правосудием, с делом
"В Белоруссии проблема не только в политзаключенных, хотя они сейчас и в фокусе нашего внимания. Проблема в низком уровне демократии, верховенства закона в Белоруссии, в отсутствии свободных и справедливых выборов. Власти не оставили демократическим силам никакого пространства для действия. Сама сущность режима Лукашенко заставляет страны-участницы избирать эту политику "критического вовлечения" и четко заявить, что "Восточное партнерство" - это основа для того, чтобы укреплять демократию, верховенство закона и фундаментальные свободы, не поступаться ими, - продолжил Фюле. - Поэтому если вы спрашиваете, что дало "Восточное партнерство" для белорусско-европейских отношений, я не смогу перечислить длинный список, как бы мог по какой-то другой стране. И опять же, такой список для Азербайджана будет значительно короче, чем для Молдавии. Если взять, например, принцип "больше за больше" - новый в нашей политике соседства, то вы увидите, что не все наши восточные партнеры могут использовать дополнительные ресурсы для поддержки реформ, мы здесь можем говорить только о Молдавии, Армении и Азербайджане".
"Так что мы не имеем целью применять к Белоруссии остракизм, мы не хотим использовать "Восточное партнерство" как инструмент политики для "выдавливания" какой-то страны, лишения её возможностей для сближения с ЕС. Вот для чего этот "Диалог о модернизации". Вот почему мы готовы говорить и с правительственными экспертами. То, что они не участвуют в диалоге - не наша вина, так решили они сами", - добавил еврокомиссар.
Снова обращаясь к теме политзаключённых, Фюле отметил: "Я хочу абсолютно точно сказать: нет никаких попыток заключить сделку с властями. Какую сделку, о чем? Правила игры очень ясны. И наше предложение очень ясно. Вы освобождаете политзаключенных, вы проводите их реабилитацию, и мы готовы к сотрудничеству, и не только на многостороннем уровне, но и на двустороннем. Я не знаю, знали ли белорусские граждане, что как раз накануне последних президентских выборов в декабре 2010 г. страны-члены Евросоюза достигли соглашения, что к политике в отношении Белоруссии будет применён так называемый "совместный промежуточный план". Впервые мы договорились о всеобъемлющем подходе, включающем в себя все соответствующие сферы, которые Евросоюз мог предложить своим партнерам. И мы думали, что это будет фундаментом для двусторонних переговоров с властями после свободных и справедливых президентских выборов. Но то, что мы увидели на выборах и после, заставило страны-члены Евросоюза заморозить этот план. И очень жаль! Ведь впервые Евросоюз не просто реагировал на действия президента Лукашенко, а выступил со своими собственными идеями и предложениями, в том числе - со структурой взаимоотношений на уровне министров, рабочей комиссии, подкомитетов. Это был реальный план. Он никуда не исчез! Его потенциал используется. Диалог о модернизации есть в некотором смысле отражение этого плана. Не полноценный отпечаток, но если власти сделают шаги к освобождению политзаключенных, мы будем готовы через "Диалог о модернизации" углубить и расширить наш диалог. Но полноценная нормализация отношений, наше возвращение к первоначальному "совместному промежуточному плану", чтобы установить наши отношения на усилении позиции Белоруссии в Евросоюзе - все это возможно только после освобождения всех политзаключенных и их реабилитации. Не может ни о чем быть никакой сделки".
По словам Фюле, глава МИД Белоруссии
"Я считаю, что все всегда говорят, что граждане Белоруссии - также граждане Европы. Это не идеалистическая точка зрения, а реалистичная. Тот, кто хотел перенести границу между Евросоюзом и Белоруссией на границу между Белоруссией и Россией, этот человек играет в политику. Мы не имеем цели строить новые стены или куда-то их перемещать. С "Восточным партнерством", со всеми его странами - и Белоруссия здесь не исключение, мы стараемся приблизить их настолько, насколько они хотят. Некоторые наши страны хотят стать членами Евросоюза, как Молдавия, как украинские политики. И, честно говоря, когда они добьются выполнения принципов и программ "Восточного партнерства", они на самом деле будут все больше и больше приближаться к Евросоюзу. Но это не означает, что это единственная возможность для нашего партнерства. Они сами могут определить, насколько близким будет это партнерство", - подчеркнул Фюле.
Как сообщало ИА REGNUM, 7 мая в Берлине посол Белоруссии в Германии
Ранее, 18 января советник президента Литвы по иностранным делам