Совфед: Дума поторопилась с поправками в закон "О рекламе"
Москва, 29 апреля, 2013, 17:14 — ИА Регнум. Принятые 26 апреля Госдумой поправки в
Госдума приняла поправки депутатов Звагельского и Аскендерова в закон "О рекламе" в ускоренном порядке: на прошлую пятницу было запланировано рассмотрение законопроекта только во втором чтении, однако Дума решила не затягивать и приняла инициированный московскими чиновниками документ сразу во втором и третьем чтениях. Авторы поправок утверждали, что основная цель законопроекта - упорядочение процедуры заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также упрощение процедуры демонтажа незаконно установленной рекламоносителей. Принятый депутатами в первом чтении текст был серьезно переработан. Так, осенью прошлого года Дума проголосовала за увеличение сроков заключения договоров аренды рекламных мест с 5 до 15 лет, однако в пятницу был принят вариант, по которому срок договора будет увеличен до 10 лет.
В ускоренном порядке рассмотрел закон и Совет Федерации, одобривший документ днем позже. Однако у ряда сенаторов появились серьезные вопросы к документу. Качество законопроекта "явно пострадало вследствие применения Госдумой ускоренной процедуры его рассмотрения", - отметил в своем заключении на законопроект комитет Совфеда по федеративному устройству. Председатель комитета
Но сенаторы - не единственные, у кого остались вопросы к авторам законопроекта. Принятый Думой закон не содержит целого ряда важных поправок, получивших одобрение
Депутаты также решили не требовать раскрытия конечных бенефициаров компаний-участниц торгов за рекламные места на государственном и муниципальном имуществе. Такая поправка была одобрена не только участниками рабочей группы по законопроекту, но и представителями правительства РФ. Другая вначале внесенная в документ, но перед вторым чтением исчезнувшая из него поправка - ограничение доли иностранных компаний 30% от числа конструкций на локальном рынке наружной рекламы. По словам Дмитрия Крючкова из "Деловой России", отсутствие такого ограничения в тексте документа означает, что "при помощи офшоров можно неконтролируемо скупать конструкции на торгах" в целях "монополизации рекламного рынка".
После вступления в силу закона Звагельского на рынке останется максимум три-четыре крупных компании, которым будет под силу заплатить "баснословные деньги за рекламные места", - отмечает председатель Московской рекламной гильдии Ирина Матысяк. "Разумеется, чтобы после этого не разориться, после торгов компании-победители, чтобы не разориться, моментально поднимут цены в несколько раз, как это уже произошло в Казани, - говорит она. - Отсутствие в законе мер по поддержке малого и среднего бизнеса приведет к переделу рынка наружной рекламы в пользу крупных игроков, так как небольшие компании не смогут на равных конкурировать с ними на аукционах.
Не обеспечивая поддержку малому и среднему бизнесу, законопроект вводит жесткие меры по борьбе с незаконно установленной рекламой, полагают специалисты. Сегодня рекламный щит, который был установлен на законных основаниях, можно демонтировать лишь по решению суда. Новый закон предусматривает внесудебный порядок сноса рекламных конструкций. Отсутствие разрешительной документации на конструкцию карается штрафом в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. "Миллионный штраф за одну конструкцию - сумма немыслимая для абсолютного большинства игроков рынка не только в регионах, но и в Москве, - уверена руководитель секции наружной рекламы Гильдии предприятий торговли и услуг Московской торгово-промышленной палаты Севиль Эфендиева. - В руки чиновника отдается инструмент, позволяющий штрафовать и сносить неугодных".
Еще одним неожиданным решением депутатов стало серьезное увеличение числа рекламных конструкций на улицах российских городов. Поправка депутата Говорухина о запрете размещения рекламы на исторических памятниках, также одобренная правительством и ФАС, также оказалась в списке отклоненных. Не приняты и поправки о необходимости соответствия щитов требованиям к рекламным конструкциям и их территориальному размещению, которые установлены техническими регламентами и нормативными актами по безопасности движения транспорта, в том числе безопасности дорожного движения. Из текста ушел запрет на размещение рекламы над проезжей частью дороги, одобренный в первом чтении. Вместе с тем принятый в третьем чтении закон не содержит прямого запрета на рекламу, наносимую на стены и крыши зданий, остановки общественного транспорта, тротуары и проезжую часть, как это было в документе первого чтения.