"Мне жаль, что "Бронзового солдата" ( центральный памятник мемориала павшим во Второй мировой войне возле братской могилы красноармейцев в центре Таллина - прим. ИА REGNUM) не перенесли в начале 1990-х годов. К сожалению, история раздула напряженность вокруг "Бронзового солдата", и к 2007 году перенос стал неизбежным. И это решение было верным". Об этом сегодня, 26 апреля, заявил министр образования и науки Эстонии, член правящего союза правых партий "Отечество - Республика" (в апреле 2007 года министр обороны) Яак Авиксоо заявил в интервью эстонской газете Ohtuleht. В то же время он признал "недостаточной" разъяснительную работу среди русскоязычного населения Эстонии по поводу планов правительства по переносу мемориального комплекса на Военное кладбище. Аавиксоо также заявил, что решение правительства о переносе памятника в ускоренном порядке было "вынужденным", не поясняя при этом, что имеется под этим в виду (ускоренный демонтаж комплекса 26-28 апреля 2007 года со вскрытием братской могилы красноармейцев был связан с наступлением теплой погоды, которая по эстонскому законодательству является запретом на проведение работ по эксгумации. Также демонтаж "Бронзового солдата" спешили сделать до 9 мая - прим. ИА REGNUM).

Напомним, что "правильное решение" правительства Эстонии было осуждено третью эстонского населения и абсолютным большинством неэстонского населения страны, международными организациями, привело к самому глубокому социальному кризису и межнациональному конфликту в Эстонии за последние 20 лет. В результате насильственных и агрессивных действий органов власти были арестованы более 1200 человек (треть - эстонцы по национальности), в основном, русских старшеклассников, в Европе появился первый политический заключенный-школьник Марк Сирык, которого удалось спустя три месяца после ареста освободить лишь после вмешательства депутата Европарламента от Латвии Татьяны Жданок. Во время "бронзовых ночей" в Таллине эстонскими националистами был убит житель русского Причудья Эстонии, 20-летний гражданина России, следствие так и не нашло преступников. События, спровоцированные эстонским правительством, по сути привели к замораживанию экономических и политических отношений Эстонии и России.

Все обращения в эстонский суд защитников "Бронзового солдата" и пострадавших от действий полиции лиц, включая граждан Германии, Украины и России, завершились безрезультатно. Тем не менее, в марте 2013 года суд по правам человека в Страсбурге удовлетворил групповой иск о компенсации физического и морального ущерба русским жителям Эстонии, ставшим жертвами насильственных действий со стороны правоохранительных органов Эстонии и спецслужб в апреле 2007 года.

В свою очередь, эстонские власти демагогически подменили в своем официальном представлении выступления против демонтажа "Бронзового солдата" и вскрытия братской могилы на акты грабежа таллинских магазинов ночью 27 апреля, выставляя антифашистов как "бунтовщиков" и "ворье". Эстонские СМИ активно поддерживают эту точку зрения, выдавая события апреля 2007 года как "русский бунт" и "попытку государственного переворота". Первоначальные утверждения, что "бунт организован Кремлем" и "российские боевики тайно заселились в эстонские гостиницы, чтобы устроить уличные бои" к сегодняшнему дню полностью доказали свою несостоятельность. В официальной историографии событий Эстония предпочитает говорить лишь об одной "бронзовой ночи" (с 26 на 27 апреля), когда стычки с полицией защитников "Бронзового солдата" шли параллельно с разграблением магазинов в центре Таллина, и полностью игнорирует события ночи с 27 на 28 апреля, когда в Таллине шли настоящие уличные драки между группами русской и эстонской молодежи, а полиция и спецслужбы жестоко подавляли любой протест - даже крик прохожего "Позор!". Именно в ночь на 28 апреля и были арестованы большинство русских жителей Таллина (почти тысяча человек), которые были брошены в Д-терминал Таллинского порта (обычное складское помещение без удобств с бетонным полом) и подверглись избиениям и унижениям со стороны так называемых "помощников полицейских". Таким же жестоким образом были подавлены акции протеста в других городах Эстонии.

При этом обвинения русской общины в сторону премьер-министра Эстонии, лидера правой либеральной Реформистской партии Андруса Ансипа и его прозвища "гробокопателя" и "мародера" полностью подтверждаются обстоятельствами переноса "Бронзового солдата" на Военное кладбище. Несмотря на заявления официальных властей Эстонии, что памятник никак не пострадал, в новой версии монумент лишен ордена Отечественной войны. Вместо могилы так и "не найденного" при раскопках апреля 2007 года на мемориале павшим во Второй мировой войне гвардии капитана Ивана Сысоева ( по убеждениям антифашистов Эстонии, "пропавшая" могила Сысоева - месть эстонских властей в ответ на запрет на вскрытие могилы со стороны близких родственников Сысоева, его российских дочерей и внуков) на новом месте захоронения останков красноармейцев на Военном кладбище установлена просто табличка с именем Сысоева, но его могилы нет.