На рассмотрение Государственной думы РФ внесены поправки к закону "О рекламе", сулящие большие изменения этому секторы экономики. Документ, добравшийся уже до второго чтения, подготовил депутат Виктор Звагельский. Кроме удлинения сроков контрактов он также предполагает обязательное принятие схем размещения рекламных конструкций, автоматическую пролонгацию договоров и повышение ответственности операторов за установку незаконных рекламоносителей.

Как отмечают авторы поправок, необходимость дополнений и изменений в закон вызвана бедственным положением, в котором сейчас пребывает область наружной рекламы. По данным профильного портала Outdoor, большинство рекламных носителей сегодня представляют собой щиты размерами 6х3 метра, установленных зачастую без разрешений и учета архитектурных особенностей города.

Отраслевые эксперты отмечают, что примерно на 80% такие сомнительные объекты принадлежат малому бизнесу, который и в дальнейшем хотел бы получать деньги с рекламодателей, обходясь минимальными инвестициями. Но такое поведение приводит к подлинному хаосу на улицах и мешает появлению новых, технологичных и современных форм наружной рекламы.

"Буквально пару лет назад Москва была похожа на сплошной базар, реклама была на каждом клочке свободного пространства, - отметил председатель комиссии Общественной палаты РФ по экономическому развитию и предпринимательству Валерий Фадеев. - Потом был взят тренд на очищение города от лишних рекламных конструкций, и данный законопроект, на мой взгляд, является логическим шагом к тому, чтобы все российские города стали выглядеть достойнее".

Как показывает зарубежный опыт, такой инструмент как долговременные контракты аренды рекламных конструкций позволяют операторам уходить от примитивных растяжек и щитов, размещая рекламу на самостоятельно построенных, к примеру, станциях велопроката или автобусных остановках, которые удобны не только своим владельцам, но и местным жителям.

По словам председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгения Фёдорова, продление сроков контрактов обязательно окажет влияние на инвестиции в городскую среду. "Можно будет формировать более долгосрочные, дорогие, современные рекламные конструкции с видеопанелями", - уверен эксперт.

Но есть у нового законопроекта и оппоненты. Так, под их влиянием на заседании у Вячеслава Володина была исключена поправка, ограничивающая долю рынка игроков с участием иностранного капитала, крайне выгодная лоббистам от малого бизнеса. Наружную рекламу трудно причислить к стратегическим отраслям экономики, где речь может зайти о безопасности государства. Более того, даже такие стратегические российские компании, как "Роснефть", "Газпром", "Норникель", "Русал" или "Сбербанк" имеют иностранных инвесторов и акционеров, что только способствует привлечению в страну инвестиций и интеграции отечественной экономики в мировую.

Кроме того, в законопроект решили было включить и такое дополнение, как необходимость согласования схем размещения "наружки" на уровне властей субъектов Федерации. При этом как отмечает NR2.ru, на заседании в комитете по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, который возглавляет Игорь Руденский, многочисленные поправки, выгодные только определенным игрокам, появлялись "буквально из ниоткуда". Однако уже на следующем обсуждении текста поправок у первого зама главы администрации президента Вячеслава Володина эти новации были совершенно ожидаемо отклонены.

Сегодня в "длинных контрактах" заинтересованы и представители рекламного бизнеса, получающие возможность для длительных инвестиций, и местные власти, которые смогут гармонично интегрировать наружную рекламу в городскую среду. Да и жителям будет приятнее видеть не покосившиеся щиты "три на шесть", а яркие видеоэкраны, комфортные остановки городского транспорта и не перекрывающие местные достопримечательности рекламные конструкции. Станет ли эта идиллическая картинка реальностью, и должны решить депутаты.